османизм в словаре кроссвордиста
Энциклопедический словарь, 1998 г.
идейно-политическая доктрина "Новых османов" и младотурок в Турции; выдвинута в кон. 19 в. Провозглашала "равенство и единство" всех народов, в т.ч. нетурецких, населявших турецкую державу, с целью сохранения ее целостности.
Большая Советская Энциклопедия
оттоманизм, политическая доктрина в Османской империи. Выдвинута в конце 19 в. младотурками (см. также «Единение и прогресс» ). Первоначально декларировала «равенство всех османов», т. е. всех подданных Османской империи без различия их национальности и религии, но затем, особенно после прихода младотурок к власти в 1908, превратилась в орудие их борьбы против национальных требований нетурецких народов империи и в идеологическое обоснование необходимости их отуречения с целью создания «единой османской нации». Рост национально-освободительного движения нетурецких народов империи, а также Триполитанская война 1911≈12 (см. Итало-турецкая война 1911≈12 ) и Балканские войны 1912≈13 показали несостоятельность О. как средства сохранения целостности Османской империи, и он уступил место пантюркизму и возрожденному младотурками панисламизму .
Википедия
Османизм (оттоманизм; ) — политическая концепция государственного устройства, возникшая в среде « новых османов » в период, предшествовавший первой Конституции Османской империи ( 1886 — 1888 ).
Появлению оттоманизма способствовали реформы Танзимата , в частности изданный в 1856 султанский рескрипт Хатт-и хюмаюн , в котором говорилось о полном равенстве подданных всех конфессий, а также Закон о национальностях 1869 года , вводивший общее османское гражданство вне зависимости от религиозной и этнической принадлежности.
Османизм находился под сильным влиянием Монтескье и Руссо , а также идей Французской революции . Его сторонники декларировали равенство миллетов ( конфессий ) и равенство всех подданных империи перед законом . Система миллетов не нарушалась, однако увеличивалась роль светских организаций. Начальное образование , воинская повинность и подушный налог должны были касаться как мусульман, так и немусульман.
Приверженцы османизма считали, что это поможет решить социальные проблемы, которые встали перед государством. Однако османизм был отвергнут многими подданными империи. Мусульмане видели в нем ликвидацию собственного превосходящего положения, а немусульмане воспринимали его как шаг к отмене традиционных привилегий.
Османизм пережил ренессанс во время младотурецкой революции 1908 года и в период Второй конституции ( 1908 — 1922 ). Пришедшие в власти младотурки провозгласили его официальной идеологией и первоначально говорили о достигнутом в результате революции равенстве всех народов империи и создании единой османской нации. Однако национальные восстания и войны (особенно Первая Балканская война 1912 — 1913 годов ) привели к резкому уменьшению числа сторонников османизма. К началу Первой мировой войны концепция окончательно потеряла популярность и была вытеснена пантюркизмом и панисламизмом .