Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

осман дан фодио

ОСМАН ДАН ФОДИО (1744-1817) руководитель восстания фульбе (1804-08) против правителей государств хауса в Зап. Судане. Войска Османа дан Фодио захватили почти всю страну хауса. В результате восстания образовано государство Сокото.

Большая Советская Энциклопедия

Осман дан Фодио

(1744≈1817), руководитель восстания фульбе 1804≈08 против правителей государств народа хауса в Западном Судане; африканский мусульманский проповедник. Был воспитателем сына царя хаусанского государства Гобир. Возглавил оппозицию фульбской знати, недовольной политическим господством хаусанской аристократии. В феврале 1804 вместе со своим братом Абдаллахом призвал фульбе к «священной войне» против «неверных» ≈ правителей хауса; тогда же был провозглашен «вождём правоверных». Войска О. д. Ф. к 1809 захватили почти всю страну хауса. Завоёванная территория была разделена между Абдаллахом (султанат Ганду) и сыном О. д. Ф. Мухаммедом Белло (султанат Сокото , на территории современной Нигерии). Религиозные трактаты О. д. Ф. ≈ ценный источник по истории Северной Нигерии и прилегающих районов.

Википедия

Осман дан Фодио

Осман дан Фодио (, имя при рождении Осман ии Фодио, также известен как шейх Осман ибн Фодио, шейх Охман дан Фиди и шейх Осман дан Фодио — основатель халифата Сокото в 1809 году, религиозный учитель, писатель и распространитель ислама. Дан Фодио происходил из класса городских этнических фульбе , живущих в государствах Хауса . Учитель Маликитской школы права и кадырского ордена суфизма, он жил в городе-государстве Гобир до 1802 года, когда, руководствуясь своими реформистскими идеями и в связи с усилением репрессий со стороны местных властей, увёл своих последователей в изгнание. Это изгнание стало началом политической и социальной революции, которая из Гобира распространилась на всей территории современных Нигерии и Камеруна, а также была поддержана этническими фульбе, начавшими джихад по всей Западной Африке. Дан Фодио отказался от каких-либо «помпезных» элементов во время своего правления, и несмотря на то, что контакты с религиозными реформаторами и лидерами джихада по всей Западной Африке расширялись, он в скором времени передал фактическое руководство государством Сокото своему сыну, Мухаммеду Белло.

Осман да Фодио написал более ста книг о религии, правительстве, культуре и обществе. Он критиковал современную ему африканскую мусульманскую элиту общества за её жадность, тайную приверженность язычеству и нарушение норм шариата, а также за устанавливаемые чрезмерно тяжёлые налоги. Он пропагандировал всеобщую грамотность и образование, в том числе для женщин, и одна из его дочерей стала учёным и писателем. Его труды и высказывания массово цитируют в Западной Африке и сегодня, а в Нигерии часто ласково называют «Шейху». Некоторые последователи считают дан Фодио мухаддидом, богодухновенным «реформатором ислама».

Восстание дан Фодио является основным эпизодом периода так называемой «гегемонии фульбе» в семнадцатом, восемнадцатом и девятнадцатом веках. В это время джихад успешно вёлся в Фута-Рунди, Фута-Джалон и Фута-Торо между 1650 и 1750 годами, что привело к образованию этих трёх государств. В свою очередь, дан Фодио вдохновил ряд последующих западноафриканских правителей на джихад, в том числе основателя Масинской империи Секу Амаду, основателя Тиджании Эль-Хадж Омара , который женился на одной из внучек дан Фодио, и Модибо Адама, основателя эмирата Адамава .