Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Оропом

Название оропом может обозначать:

  • Оропом — африканский народ
  • Оропом — язык народа оропом
Оропом (язык)

Оропом (Oropom, Oworopom, Oyoropom, Oropoi) — почти наверняка вымерший язык одноимённого народа , на котором говорили в северо-восточной Уганде и северо-западной Кении между рекой Теркуэлл , горами Хеморонгит и горой Элгон . Кроме приведённого названия, ещё указываются следующие лингвонимы — oworopom, oyoropom и oropoi.

Язык крайне слабо изучен, существует только одна работа, содержащая оригинальное исследование языка (Wilson 1970), которая обсуждается ещё в нескольких работах. Статья Уилсона показывает только короткий список слов и была написана в период, когда язык уже почти исчез. Она базировалась главным образом на воспоминаниях двух старых женщин. Одна — из семьи, оставшейся на территории округа Матенико после рассеяния народа оропом, которая помнила немного слов этого языка. Другая — происходила от пленников , взятых представителями народа карамоджонг у Теркуэлл, и могла вспомнить достаточно много слов. Очевидно, что при таких обстоятельствах могут быть установлены только самые общие детали языка.

Опираясь на полученные сведения, Уилсон заключил, что должно было существовать минимум два диалекта . На первом говорили в области вокруг Теркуэлл, и он содержал значительное число заимствований из языка луо и некоторое количество — из языков банту . На втором говорили на территории округа Матенико и он включал меньше слов из луо. Оба содержали заимствования из календжинского языка .

Уилсон относит оропом к койсанским языкам , видимо, базируясь исключительно на внешнем виде носителей, но такая идентификация не надежна. Elderkin (1983) указывает, что опубликованные данные показывают некоторое подобие с кульякскими языками , которое вполне может быть установлено через нилотские языки . Также есть небольшое количество подобий с хадза и минимальное — с сандаве . Так, он приводит 8 потенциально подобных слов между оропом и хадза и 4 — между оропом и сандаве. Гарольд Флемминг также отмечает, что начальный обзор полагает некоторую возможную общность между оропом и кульякскими языками, вероятно, реликтовой нило-сахарской группой, найденной в северной Уганде. Но, при отсутствии дальнейших работ, оропом остаётся неклассифицированным языком и иногда рассматривается как изолят .

Некоторые лингвисты ставят под сомнение существование этого языка в прошлом. Исследования Б. Гейне в 1976 году не обнаружили не только свидетельств существования этого языка в прошлом, но и самой этнической группы. В связи с чем были высказаны предположения, что данные об оропом были сконструированы первоописателем или же информантами. Сам Уилсон указывал, что при работе ему приходилось иметь дело с «множеством шарлатанов». M. L. Souag, анализируя работу Уилсона приходит к выводу, что фальсификация данных о языке автором маловероятна, однако она могла быть совершена его информантами. Так или иначе, дальнейшие исследования, в частности, анализ топонимов района Караможда, могут пролить свет на эту проблему.

Оропом (народ)

Оропом — исконные обитатели большой части области Карамоджа в Уганде и, вероятно, района Туркана в Кении . Их потомки были в значительной степени ассимилированы пришедшими позже народами — итесо и карамоджонг 1. Оропом были встречены исследователями в небольших областях, рассеянных между рекой Теркуэлл , горами Хеморонгит и горой Элгон .

В качестве названия в литературе приводятся следующие этнонимы — oropom, iworopom, oworopom, oyoropom и oropoi. Общая численность не известна. О прежнем образе жизни тоже известно не много, преимущественно из устных свидетельств их самих, а также представителей соседних народов. Одно сообщение (Wilson (1970)) указывает, что они прежде говорили на неклассифицированном одноимённом языке .

Согласно Webster (1973) они первоначально жили рядом рядом с горой Морото , от которой двигались на запад на равнину между горами Напак и Элгон , перед тем, как быть побеждёнными и рассеянными карамоджонг в 1830 . Согласно Вильсону, люди, считающие себя оропом, были сконцентрированы в пределах области Карамоджа на территории округов Матенико и Джие , в меньшей степени — округа Бокора , некоторые также найдены среди народа тепес в горах Морото и Кадам . Другие были найдены в округе Пиан , прежде всего — в Лоренгедват . Группа, называемая сириква , найденная в районе Туркана, была идентифицирована Вильсоном тоже как представители оропом, но другие источники полагают, что они относятся к народу каленждин .

Согласно Вильсону, оропом характеризовались красно-коричневой кожей, узкими глазами и резко очерченными скулами, на основе чего он их отнёс к койсанским народам .

Они описаны в устной традиции карамоджонг как первоначальные жители области, которые были побеждены одними из кланов карамоджонг приблизительно в 1830 году у Качелиба , и затем — порабощены. Некоторые сбежали на восток и юг; несколько поселений оропом, как утверждают, оставались между Калечиба и Карта в 1927 . Некоторые области не были затронуты этим сражением, и оропом оставались между Лолачат и Намалу в округе Пиан в районе Накаририпирит , и в области между горами Морото и Кадам. Предания народа дидинга из Южного Судана видимо также сохранили сведения о вытеснении «красных» людей, называемых аргит, которые были искусными гончарами .

Традиции оропом, как зарегистрировал Вильсон, утверждают, что они однажды занимали намного большую область: целый район Туркана до восточной части озера Туркана называемой «Малималте», холмы Черангани на восток от озера Баринго , большую часть района Транс-Нзоя — значительную часть нынешней Кении; гору Элгон и весь суб-регион Тесо в Уганде; а также области Дидинга и Топосса в Судане.

Оропом утверждают, что раньше имели крепкие дома с тремя — четырьмя комнатами , большие сады, и крупный рогатый скот . Они также обладали репутацией хороших гончаров, и глиняная посуда, приписанная им найдена на всей прежней территории обитания. Однако, они не владели технологией плавки железа , и использовали каменные инструменты .

Женщины носили кожаную одежду и большие серьги , а волосы не сплетали в косы; мужчины носили только пояс стыдливости, и имели длинные косички . Оба пола носили много браслетов, и покрывали себя красной масляной краской на основе охры . Также, характерной особенностью была традиция ношения раковины каури , прикреплённой к чёлке по центру лба . Обрезание не практиковалось.

Религиозные обряды, всегда проходили на восходе солнца, обычно на обнажениях скал. Иногда приносились животные в жертву. Некоторые обряды проводились исключительно старейшинами, в то время как другие были открыты для всех. Ритуальные торжества проводились внутри каменных кругов .