Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Орловский Александр Осипович

Орловский (Orłowski) Александр Осипович [9.3.1777, Варшава, ≈ 1(13).3.1832, Петербург], польский и русский живописец и график, представитель романтизма . Испытал влияние Я. П. Норблина, у которого учился и работал в Варшаве (около 1793≈1802). В польский период творчества исполнил ряд остро-характерных, иногда грубоватых жанровых и юмористических зарисовок и картин («Сцена в корчме», 1795≈96, Национальный музей, Варшава), портретов, сцен Польского восстания 1794, участником которого был («Битва под Рацлавицами», тушь, кисть, 1798 или около 1801, Национальный музей, Краков). В 1802 переехал в Петербург; с 1809 ≈ академик петербургской АХ. Художник бурного темперамента, романтик по натуре, О. создал большое число батальных и жанровых сцен, изображений всадников и воинов в латах, пейзажей (с ночным освещением и картинами кораблекрушений), отмеченных патетикой и аффектацией образов, свободой и живописностью исполнения («Польский всадник», 1809, «Четыре воина, сидящие под утёсом», 1829, оба произв. в Третьяковской галерее). Меткие портреты-шаржи и карикатуры отводят О. место одного из основоположников сатирического жанра в России (портрет-шарж И. С. Брызгалова, сепия, 1820-е гг., Русский музей, Ленинград). Достоверностью и в то же время героической приподнятостью отличаются его образы героев Отечественной войны 1812 (портрет М. И. Платова, акварель, 1812≈13, Исторический музей, Москва). Демократизм творчества О., его незаурядная наблюдательность ярко проявились в рисунках и акварелях, гуашах, изображающих сцены народного быта, типы различных общественных слоев и народов России, жизнь Петербурга и русской деревни («Привал арестантов», карандаш, 1815, Русский музей). Одним из первых (с 1816), обратившись к технике литографии, О. выполнил в ней ряд отдельных листов и альбомов-серий, получивших широкое признание у современников («Тетради на тему русского народного быта», 1825≈1826).

Лит.: Верещагин В., Русская карикатура, кн. 3 ≈ А. О. Орловский, СПБ, 1913; А. О. Орловский. Выставка произведений. Каталог, М., 1958; Ацаркина Э. Н., А. О. Орловский, [М., 1971]; Сękalska-Zborowska Н., Aleksander Orłowski, Warsz., 1962.