Энциклопедический словарь, 1998 г.
в музыке - долго выдерживаемый звук в басу, на фоне которого свободно движутся остальные голоса. Общее название выдержанных звуков в любом голосе - педаль.
Большая Советская Энциклопедия
педаль, долго выдерживаемый звук в басу, на фоне которого верхние голоса движутся свободно, часто уходя в далекие тональности. Гармоническая согласованность О. п. и остальных голосов восстанавливается в момент его прекращения или незадолго до этого. Название «О. п.» связано с широким применением его в органной музыке. О. п ведет свое происхождение от народной инструментальной музыки. Вносит в музыку большее или меньшее напряжение и объединяет разнородные элементы развития верхних голосов. Наиболее распространены О. п. на звуке тоники (I ступень) и доминанты (V ступень). О. п одновременно на звуках тоники и доминанты характерен для нар. музыки различных народов («волыночные» басы). Встречаются О. п. в среднем и верхнем голосе, а также О. п. из многократно повторяемого звука или короткой мелодической фразы.
Википедия
Орга́нный пункт (или педа́ль) — звук, тянущийся или повторяющийся в басу, в то время как верхние голоса движутся и состав их аккордов меняется как бы независимо от баса. Движение верхних голосов завершается обычно аккордом, соответствующим басу, и в целом применение органного пункта содействует распространению и усилению его гармонической функции. Оба своих названия этот приём получил из-за частого его применения при игре на органе , когда зачастую в течение нескольких десятков тактов требуется держать нажатой педаль ножной клавиатуры, непрерывно извлекающей низкий звук.
Органный пункт, как правило, строится либо на тонике , либо на доминанте , иногда встречается на обеих ступенях сразу. Наличие органного пункта на других ступенях лада составляет своеобразное исключение.
- Органный пункт на тонике встречается обычно в начале произведения, когда верхние голоса нагнетают динамику музыкального движения, ослабляя устойчивость баса, или в конце произведения, когда, наоборот, движение в верхних голосах постепенно затихает, подчиняясь устойчивости баса.
- Органный пункт на доминанте, как средство усиления неустойчивой функции, предшествует обычно важному, значительному появлению тоники и чаще всего встречается либо во вступлении, перед основным движением пьесы, либо в середине произведения, перед наиболее утвердительным появлением основной темы (в сонатной форме — перед репризой или кодой , а также внутри репризы — перед побочной партией).
В оркестре органный пункт обычно исполняется с участием литавр как инструмента, способного к постепенному и наибольшему усилению или ослаблению звучности. К органному пункту относятся, по существу, и остинатные фигуры. Иногда органным пунктом (в этом случае говорят об обращенном органном пункте) называют также звуки, выдержанные в одном из верхних голосов.