Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Экономический словарь терминов

оптовая цена

цена товара в условиях его оптовой продажи, обычно такая цена ниже розничной, так как при оптовой продаже меньше издержки обращения в расчете на единицу товара.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

оптовая цена

цена крупной партии товаров, по которой производственное предприятие или сбытовая организация реализуют свою продукцию.

Большая Советская Энциклопедия

Оптовая цена

при социализме, цена, по которой предприятие или сбытовая организация реализует свою продукцию др. предприятиям и организациям. О. ц. отражает общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, стимулирует научно-технический прогресс и улучшение качества изделий через систему надбавок (скидок) за качество. Различают О. ц. предприятия и О. ц. промышленности. О. ц. предприятия включает плановую среднеотраслевую себестоимость, отражающую затраты на производство и сбыт данной продукции, а также нормативную прибыль в размере, обеспечивающем нормально работающим предприятиям отрасли возможность внести установленные платежи в бюджет, образовать фонды экономического стимулирования и покрыть др. финансовые расходы. Одной из разновидностей О. ц. предприятия являются расчётные цены , применяемые в некоторых отраслях промышленности и устанавливаемые с учётом различий в индивидуальных условиях производства отдельных предприятий. О. ц. промышленности отличается от О. ц. предприятия по товарам народного потребления на сумму налога с оборота и отчислений на содержание сбытовых организаций, а при ценах франко-станция назначения ≈ и на величину транспортных расходов.

В связи с тем, что в О. ц. включаются расходы по транспортировке продукции от места производства до места её потребления, применяются О. ц. Франко-станция назначения (оплачиваются поставщиком) или франко-станция отправления (оплачиваются потребителем). В некоторых отраслях (например, в швейной промышленности) О. ц. определяется путём вычета из розничной цены торговой наценки (скидки). По срокам действия О. ц. делятся на постоянные, временные, разовые и ступенчатые (скользящие). О. ц. используются в планировании и учёте для оценки в денежном выражении объёма выпускаемой продукции, производительности труда, издержек производства , эффективности капиталовложений, новой техники и т.п. О. ц. на однородную продукцию едины для всей страны, но на отдельные виды продукции (например, на лесоматериалы, уголь, руду) устанавливаются поясные или зональные цены. В ходе экономической реформы (1966) в основном была решена задача приближения О. ц. к общественно необходимым затратам на производство продукции, ликвидирована убыточность ряда отраслей добывающей промышленности, сократилось число планово-убыточных предприятий. В конце 1966 ≈ начале 1967 в большинстве отраслей лёгкой и пищевой промышленности, а с 1 июля 1967 во всех отраслях тяжёлой промышленности были введены новые О. ц. Общий индекс О. ц. предприятий возрос по сравнению с 1966 на 9%, в том числе в отраслях тяжёлой промышленности ≈ на 17,5%, О. ц. промышленности ≈ соответственно на 7 и 15%. Индексы О. ц. отраслей лёгкой и пищевой промышленности в 1967 практически остались прежними. Изменение О. ц. в 1966≈67 проведено без повышения розничных цен на товары народного потребления. Сохранены также цены на тракторы, с.-х. машины и минеральные удобрения, продаваемые колхозам и совхозам. Современные О. ц. промышленности ниже уровня 1949 на 37%, а О. ц. предприятий ≈ на 24%. В сравнении с 1940 общий уровень О. ц. промышленности в 1972 был выше на 33%, в том числе в отраслях тяжёлой промышленности ≈ на 12%, лёгкой ≈ на 84% и пищевой ≈ на 46%.

Изменение структуры оптовых цен промышленности, %

Оптовые цены промышленности

В том числе:

издержки промышленных предприятий и сбытовых организаций

прибыль промышленных предприятий и сбытовых организаций

налог с оборота

1965

1972

вся промышле-нность

тяжёлая промышле-нность

лёгкая и пищевая промышле-нность

вся промышле-нность

тяжёлая промышле-нность

лёгкая и пищевая промышле-нность

100

74,7

9,4

15,9

100

81,3

11,6

7,1

100

67,6

7,1

25,3

100

73,5

13,6

12,9

100

76,8

17,5

5,7

100

69,1

8,7

22,2

Общий уровень О. ц. и его изменения утверждаются Советом Министров СССР, а конкретные цены ≈ Государственным комитетом цен и его органами, а также Советом Министров союзных республик и некоторыми союзными министерствами в зависимости от характера продукции и её значимости в хозяйственных обороте.

В зарубежных социалистических странах также применяются О. ц. В целом, хотя имеются некоторые различия, они выполняют те же функции, что и в СССР. О. ц. промышленности в СССР соответствуют О. ц. под таким же названием в ГДР, МНР и СРР и цены сбыта в НРБ, ПНР, устанавливаемые на некоторые виды продукции производственно-технического назначения и на товары широкого потребления, реализуемые через снабженческо-сбытовые организации. Промышленное предприятия в ГДР, МНР и СРР реализуют свою продукцию по О. ц. предприятий, в НРБ и ПНР эти цены называется фабрично-заводскими, в ВНР ≈ просто О. ц. В основе О. ц. предприятий стран-членов СЭВ лежат среднеотраслевая себестоимость и определённая норма прибыли.

О. ц. применяются и в капиталистических странах. Это цены, которые используются в обороте между изготовителями товаров и оптовыми торговцами, а также между оптовыми и розничными торговцами. Близкими к О. ц. являются т. н. цены производителей, т. е. предприятий, фирм и корпораций, изготовляющих продукцию. Они состоят, как правило, из издержек производства данного предприятия, расходов по хранению на предприятии, процентов за используемый кредитных и денежных сборов, расходов по доставке, проверке, испытанию и регулировке продукции при реализации, издержек на рекламу и прибыли. О. ц. последующих звеньев включают в качестве основного компонента О. ц. предыдущего товаропроводящего звена. Среднегодовой темп прироста индекса О. ц. в развитых капиталистических странах в 1957≈70 составлял 1,5%, в 1970≈72 он возрос до 2≈2,5%. Под действием инфляции О. ц. на промышленное товары выросли в 1972≈73 (по сравнению с 1963) в США более чем на 30, ФРГ ≈ более чем на 20, Италии ≈ почти на 40, Японии ≈ на 25% и т.д.

Лит. см. при ст. Цена , Ценообразование .

Г. И. Кабко. В. Е. Рыбалкин.