Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

нидерландская школа

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА (франко-фламандская школа) направление в музыке 15-16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических. Знаменовало собой расцвет искусства вокальной полифонии т.н. строгого стиля. Представители. - Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. В духовных и светских сочинениях (мессы, мотеты, мадригалы, многоголосные песни) композиторы широко применяли развитую имитационную технику, сложные контрапунктические соединения. Использовали числовую музыкальную символику.

Большая Советская Энциклопедия

Нидерландская школа

творческое направление в музыке 15≈16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических и распространившееся в странах Западной Европы (другие название ≈ франко-фламандская, бургундская и фламандская). Ведущая композиторская школа эпохи Возрождения ознаменовала расцвет вокально-хоровой полифонии и подытожила развитие английского и французского вокального многоголосия 9 ≈ начала 15 вв. Сформировалась на основе высокого профессионализма, художественных достижений и народных традиций передовой музыкальной культуры Нидерландов. Условно хронологически делится на 3, иногда на 4 школы, возглавлявшиеся великими композиторами-контрапунктистами Ж. Беншуа, Г. Дюфаи (1-я, бургундская школа, остальные ≈ фламандские), И. Окегемом (служил при французском дворе), Я. Обрехтом (работал в Нидерландах, Франции, Италии), Жоскеном Депре (жил в Италии, Северной Франции) и О. ди Лассо (Италия, Франция, Англия, Бавария). В числе композиторов Н. ш., работавших в др. странах (основавших местные школы полифонии), ≈ Х. Изак, А. Вилларт, Я. Аркадельт, Ф., ле Бель (учитель Палестрины), Л. Компер, А. Бюнуа, А. Брюмель, Н. Гомберт, Ж. Мутон, Я. Клеменс -«не папа», Ф. Вердело, Ф. де Монте, К. де Роре, П. де ла Рю. Н. ш. разработала универсальные принципы полифонического развития ≈ сквозную имитацию и сложный контрапункт , основанные на математических расчётах интервалов и геометрических преобразованиях мотивов. Главный «твёрдый напев» ( кантус фирмус ), повторяемый при различных его инверсиях-обращениях, давал цельность композициям, воплощая идею «единства в многообразии» (философское представление о мироздании). Мастера Н. ш. развивали вокальную полифонию так называемого строгого стиля, виртуозно владея её сложной техникой. Они писали церковную и светскую музыку ≈ мессы , мотеты , мадригалы , полифонические песни (шансоны, рондели, баллады и др.), в 16 в. ≈ иногда и инструментальные пьесы. Высшее достижение Н. ш. ≈ жанр хоровой мессы а капелла. Одухотворенно-философская созерцательность и сложные «звуковые архитектуры» месс, их полнозвучная мощь и впечатляющая сила воздействия соответствовали величию готических соборов, где они исполнялись. Глубокая сосредоточенность и просветлённая вдохновенность музыки подчёркивалась преобладанием светлых высоких регистров (хора мальчиков, мужских фальцетов), плавным развёртыванием и гармоничным сочетанием различных мелодических линий, красотой вариантов их прозрачного контрапунктирования (подобно палитре чистых тонов, прозрачной ясности света и строгому изяществу линий на полотнах Я. ван Эйка и др. нидерландских живописцев этой эпохи). Эмоциональность, изобразительность и народная основа светской музыки Н. ш. запечатлела ренессансное богатство человеческих чувств. Художественные достижения Н. ш. были результатом плодотворного сочетания традиций средневекового религиозно-философского искусства с гуманистической живой выразительностью и научно-эмпирическим конструктивизмом художественной мысли Возрождения. Многие музыканты Н. ш. были также математиками и философами. Отсюда скрытая символика их математически рассчитанных композиций, их «загадочные», каноны (с иносказаниями для разгадок ≈ вычислений моментов и интервалов вступлений голосов), сочетающиеся с новой выразительной эмоциональностью музыки, с широким использованием популярных народных мелодий даже в мессах. Законы полифонии и новые выразительные средства, разработанные Н. ш., открыли пути будущему развитию инструментальной музыки, но как стилевое явление Н. ш. завершила период многовекового господства церковных вокально-хоровых жанров и религиозного мировоззрения в музыкальном искусстве Европы. Многие художественные принципы Н. ш. сохранили своё значение в последующем развитии европейской музыки, не только полифонической, но и гомофонной (см. Гомофония ), и позднее додекафонной (см. Додекафония ).

Лит.: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч, 2, М., 1941, с. 305≈468; Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959; Wolff Н. Chr., Die Musik der alten Niederländer, Lpz., 1956.

Л. Г. Бергер.

Википедия

Нидерландская школа

Р. Г. Кизеветтер — автор термина «нидерландская школа» ]]

Нидерландская школа, предпочтительно франко-фламандская школа — термин для обозначения группы композиторов французского ( валлонского ) и фламандского происхождения родом из южных областей Исторических Нидерландов : Эно , Брабанта и Фландрии , работавших со второй трети XV до конца XVI веков преимущественно за пределами своей родины — на территории Италии, Франции, Германии, Австрии.

Термин «нидерландская школа» ввёл в обиход науки австрийский музыковед Рафаэль Георг Кизеветтер (1829).