Энциклопедический словарь, 1998 г.
НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ (нарышкинское барокко, московское барокко) условное (по фамилии Нарышкиных) название стилевого направления в русской архитектуре кон. 17 - начале. 18 вв.: светски-нарядные многоярусные церкви (в Филях и Троицком-Лыкове в Москве) и светские здания с резным белокаменным декором, элементами архитектурного ордера.
Большая Советская Энциклопедия
нарышкинское барокко, условное наименование стилевого направления в русской архитектуре конца 17 ≈ начала 18 вв. Происходит от фамилии Нарышкиных, в чьих имениях в Москве и близ неё строились светски-нарядные многоярусные церкви [Покрова в Филях, 1690≈93, Троицы в Троицком-Лыкове, 1698≈1704 (обе ≈ ныне в черте Москвы), и др.]. Им свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки. В этом нарастании рационального начала ярко сказались тенденции перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре. Так как черты Н. с. присущи многим др. светским и культовым зданиям того времени, в искусствоведческой литературе стал применяться термин «московское барокко», который точнее отражает основной район распространения этого направления.
Лит.: Барокко в России. [Сб. статей], М., 1926; Ежегодник Института истории искусств АН СССР. 1956, М., 1957, с. 324≈39.
В. И. Шередега.
Википедия
Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв. , начального этапа в развитии архитектуры русского барокко . Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных , в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко .
Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем ( петровским барокко ) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга . Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль (здания, возведённые в нём, иногда причисляют к нарышкинскому стилю либо используют для них обобщённое понятие « московское барокко ») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобной важной роли в истории русского зодчества.