Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большой юридический словарь

мусульманское право

одна из основных правовых систем (правовых семей) современности; комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы. Как и другие системы религиозного права, М.п. является не территориальным, а персональным, т.е. распространяется только на членов мусульманской общины. Источники М.п. - коран, сунна, иджма, кияс, урф (адат). М.п. возникло в VII в. и сохраняет свои прежние позиции лишь в отдельных странах (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ). В большинстве мусульманских стран М.п. в настоящее время составляет лишь часть правовой системы, регулируя главным образом вопросы "личного статуса" (правосубъектность, брак, наследование, завещание). Остальные отрасли охватывает законодательство, заимствованное из романо-германской правовой системы или системы общего права. Однако в ряде стран (Афганистан, Иран, Судан, Пакистан, Ливия, Йемен) М.п. в 1980-1990 гг. вновь расширило сферу своего действия; в частности, произошла исламизация уголовного права. Попытки ввести нормы М.п. предпринимаются в некоторых субъектах РФ, где мусульмане составляют большинство населения. Иногда понятие М.п. (как совокупность норм и принципов) отождествляется с понятием "шариат" (в его значении как системы нормативных правовых предписаний).

Большая Советская Энциклопедия

Мусульманское право

система права, сложившаяся в Арабском халифате в 7≈10 вв. Основное содержание М. п. ≈ вытекающие из ислама правила поведения верующих и санкции (как правило, религиозного толка) за невыполнение этих предписаний (подробнее см. в ст. Шариат ).

М. п. как система действует только в отношениях между мусульманами. Однако даже в тех странах Азии и Африки, где они составляют основную массу населения и авторитет М. п. велик, оно, как правило, дополняется законами и обычаями, кодифицируется и модифицируется с учётом новых общественных отношений. Поэтому правильнее различать религиозное М. п. и право мусульманских государств. В 1869≈77 на основе кодификации обязательственных и процессуальных норм М. п. была издана так называемая аль-Маджалла, которая играла роль гражданского кодекса Османской империи (а также Турции до 1926, Ливана до 1932, Сирии до 1949 и Ирака до 1951); частично её действие сохранилось в Иордании, Израиле, на Кипре. Со 2-й половины 19 в. в мусульманских странах были приняты уголовные, торговые, процессуальные и др. кодексы, частично на основе рецепции (заимствования) права западноевропейских стран. М. п. играло роль регулятора семейных, наследственных и некоторых иных отношений. Кодификация этих отраслей М. п. осуществляется в форме принятия специальных законов в Египте, Сирии, Ираке, Иордании, Тунисе, Марокко, Индии, Пакистане и др. Турция в 1926 полностью отказалась от М. п., в некоторых арабских странах, в Индии, Пакистане, Индонезии и др. сохраняется действие в основном кодифицированного М. п. по вопросам личного статута мусульман (а по некоторым вопросам и в отношении немусульман). В конституциях некоторых арабских стран М. п. признаётся основой законодательства, допускается его применение в гражданском праве и иных отраслях, сохраняются шариатские суды. В отдельных странах Восточной и Центральной Африки М. п. применяется в виде обычного права.