Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Мур Джордж Эдуард

Мур (Moore) Джордж Эдуард (4.11.1873 Лондон, ≈ 24.10.1958, Кембридж), английский философ-идеалист. Профессор Кембриджского университета (1925≈39), член Британской АН, главный редактор журнала «Майнд» («Mind», 1921≈47). В ст. «Опровержение идеализма» (1903) выступил против субъективного идеализма и английского неогегельянства , которые, по М., отождествляют «реальность» и «опыт», и дал анализ ощущений, который привёл его к обоснованию неореализма . Согласно М., ощущения включают в себя два элемента ≈ объединяющее их «сознание» и отличающий их одно от другого «объект». Основываясь на положениях «здравого смысла» шотландской школы , М. считал необходимым признать независимое от сознания существование объекта; «здравый смысл», однако, не исключал возможности веры в духовный характер бытия, потусторонний мир и т. д. Понятие объекта носит в философии М. двойственный характер: это и физическая вещь, и «нейтральное» ≈ в духе австрийского философа и физика Э. Маха ≈ «чувственно данное», которое выступает как часть внешних проявлений физических вещей. Сознание рассматривается как особая активность субъекта, заключающаяся в непосредственном схватывании «чувственных данных»; входя в сознание, они приобретают психический характер, а выходя из познавательного отношения ≈ физический. Т. о., сами по себе физические вещи в философии М. оказываются практически недоступными познанию. Большое внимание М. уделил анализу обыденного языка; его идеи позднее легли в основу лингвистической философии .

В этике М. стоит на позициях интуитивизма . Он считал, что предшествующие философы совершали «натуралистическую ошибку», отождествляя добро с каким-либо др. объектом или качеством ( утилитаризм ≈ с пользой, гедонизм ≈ с удовольствием и т. д.). С точки зрения М., добро есть самостоятельное качество бытия, схватываемое интуитивно и не поддающееся никакому определению; долг человека ≈ следовать этому интуитивно воспринятому добру.

Соч.: Principia ethica, Camb., 1903; Ethics, L., 1912; Philosophical studies, L., 1920; Some main problems of philosophy L. - N. Y., 1958; Philosophical papers, L.≈ N. Y., 1959.

Лит.: Богомолов А. С., Философия англо-американского неореализма, М., 1962; Хилл Т. И., Современные теории познания, М., 1965, гл. 6; The philosophy of G. E. Moore, ed. by P. A. Schilpp, Evanston ≈ Chi., 1942; White A. R., C. E. Moore. A critical exposition, Oxf., 1958.

Д. М. Луканов.