Большая Советская Энциклопедия
моторные и прицепные вагоны, из которых формируют моторвагонные поезда ( электропоезда ), дизель-поезда , турбопоезда и др. Группу постоянно сцепленных и соединённых электрическими и пневматическими цепями вагонов (моторных или моторных и прицепных), которые не могут эксплуатироваться раздельно, обычно называют моторвагонной секцией. По сравнению с поездами, обслуживаемыми локомотивами, моторвагонные поезда имеют большее соотношение между сцепным весом (весом, приходящимся на движущие колёсные пары) и общим весом, что обеспечивает высокие ускорения при разгоне поезда. Кроме того, М. п. с. позволяет секционировать поезда и осуществлять движение в обратном направлении без переформирования поезда. Эти преимущества особенно существенны в условиях пригородного пассажирского движения и в метрополитенах . Моторвагонные поезда для высокоскоростного пассажирского движения обычно составляются сплошь из моторных вагонов и имеют высокую удельную мощность (мощность тяговых двигателей, отнесённая к массе поезда), что позволяет реализовать большие ускорения и скорости движения по сравнению с локомотивной тягой.
В. А. Раков.
Википедия
Моторвагонный подвижной состав — общее название подвижного состава железных дорог , имеющего обмоторенные вагоны . К МВПС относятся железнодорожные электропоезда , дизельпоезда , автомотрисы , электропоезда метрополитена . Принципиальным отличием моторвагонного подвижного состава от состава на локомотивной тяге является то, что в нём все или некоторые вагоны как оборудованы двигателями и предназначены для тяги, так и имеют салоны для перевозки пассажиров; в поезде с локомотивной тягой вагоны являются несамоходными, а сам локомотив служит лишь для тяги.
Многие высокоскоростные поезда ( ЭР200 , Intercity-Express 3 , Синкансэн , Сапсан ) являются «классическим» МВПС, так как некоторые из вагонов в составе (в некоторых случаях все вагоны, иногда исключая головной вагон ) имеют обмоторенные оси. Однако, имеются и исключения, существуют высокоскоростные поезда ( TGV , Talgo ) имеющие два однокабинных моторных вагона, подобные локомотивам, по концам поезда .
МВПС используется как на железнодорожных линиях с частыми остановками и большим пассажиропотоком , так и на междугородных линиях с малым количеством остановок.
Наличие в МВПС большого количества обмоторенных осей позволяет иметь более высокую удельную мощность , что позволяет получить высокие ускорения и высокие скорости.