Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

монотеизм в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

монотеизм

(тэ), монотеизма, мн. нет, м. (от греч. monos - один и theos - бог) (науч.). Единобожие; противоп. политеизм.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

монотеизм

[тэ], -а, м. (спец.). Вера в одно единственное божество, в единого бога, единобожие; противоп. политеизм.

прил: монотеистический, -ая, -ое. Монотеистические религии (иудаизм, христиан-ство, ислам).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

монотеизм

м. Форма религиозного верования, признающая только одно божество; единобожие (противоп.: политеизм).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

монотеизм

МОНОТЕИЗМ (от моно... и греч. theos - бог) (единобожие) система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам.

Большая Советская Энциклопедия

Монотеизм

(от моно... и греч. theós ≈ бог), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма ≈ многобожия. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят христианство , иудаизм и ислам . Однако понятие М. относительно, т. к. ни одна религия не является последовательно монотеистической. В ходе исторического развития религии М. появляется очень поздно. В эпоху распада родоплеменного строя и формирования ранних государств боги отдельных племён соединялись в один «пантеон», в котором первое место обычно занимал бог самого сильного племени. В некоторых случаях жрецы этого бога стремились превратить его в единственного или главного бога (например, вавилонский Мардук ), в других случаях цари пытались противопоставить культ единого бога традиционным жреческим культам (религиозная реформа Аменхотепа IV в Египте). Впервые относительно строгий М. возник и получил господство в середине и 2-й половине 1-го тыс. до н. э. среди евреев, когда жрецы храма Яхве в Иерусалиме установили свою религиозную монополию. Строгий М., введённый в Аравии в 7 в. н. э., составил основной догмат мусульманской религии. Т. о., данные современной науки опровергают утверждение богословов (в т. ч. школы патера В. Шмидта ) о том, что М. ≈ якобы исконная религия человечества (см. Прамонотеизма теория ), а другие формы верований ≈ лишь уклонения от первоначальной «истинной» религии.

Лит.: Токарев С. А., Религия в истории народов мира, М., 1964.

Википедия

Монотеизм

Монотеи́зм — религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога .

Монотеизм может быть эксклюзивным — вера в одного персонального и трансцендентного Бога (в противоположность политеизму и пантеизму ), который объявляется личностью, и инклюзивным — допускает существование Бога в нескольких ипостасях при условии, что все они, по сути, являются одним и тем же богом.

Монотеизм характерен для авраамических религий ( иудаизм , христианство , ислам ), но также представлен в философии индуизма , в сикхизме , в других религиях.

Некоторые исследователи считают, что монотеизм неоднороден и в нём можно выделить теизм , пантеизм , панентеизм , деизм и др.

Примеры употребления слова монотеизм в литературе.

Одновременно здесь создались весьма благоприятные условия для раннего пробуждения вольномыслия, появления людей, скептически относящихся к старым политеистическим верованиям с их громоздким культом и обращавшихся к монотеизму.

Монотеизм христианства не принимал не гилозоизма, ни механистического материализма.

Иными словами, я не верю в то, что именуется религиозной истиной монотеизма, то есть в существование единого и всесильного бога, но верю в истинность праисторического факта, припомнившегося евреям при встрече с монотеизмом - того факта, что в первобытные времена действительно существовал единый Отец, Вожак, Повелитель, который был возвышен до уровня божества.

Разве Сократ, гениальный мыслитель, предугадавший христианскую мораль и еврейский монотеизм, не был сумасшедшим, когда руководствовался в своих поступках голосом и указаниями своего воображаемого гения или даже просто чиханием?

К тому же при синагогах еврейской диаспоры существовала уже давно многочисленная группа язычников, отказавшихся от своих племенных верований и перешедших к монотеизму.

Таким образом, древнееврейский монотеизм является довольно поздним и конечным результатом трудного исторического пути через века скитаний, страданий и политических катастроф.

Томистское решение проблемы взаимоотношения сущности и существования укрепляет дуализм бога и мира, что соответствует главным принципам христианского монотеизма.

Да и вообще в Ветхом Завете нет единой религии, а в нем мы имеем динамическую картину становления монотеизма, прошедшего сложный путь от простых верований кочевников через смутное двоеверие эпохи Судей и первых царей к этическому единобожию пророков.

В нем соединились и следы первоначального монотеизма - религии Дьяуса, и отождествление древнего индоевропейского бога с местными божествами: отсюда Зевс Додонский, Зевс Лабрандей, Зевс Икарийский, Зевс как громовержец, Зевс как божество неба, Зевс как умирающий бог растительности.

Различие между магометанским и иудейским монотеизмом, с одной стороны, и христианским - с другой, заключается лишь в том, что в первом случае религиозная сила воображения или фантазия смотрит вовне, имеет глаза открытыми, непосредственно примыкает к чувственному воззрению на природу, тогда как в христианстве она закрывает глаза, совершенно отделяет очеловеченное существо природы, от почвы чувственного воззрения и таким образом делает из первоначально чувственного или духовно чувственного существа - существо абстрактное, метафизическое.

Различие между язычеством и христианством, между политеизмом и монотеизмом лишь то, что политеизм делает отдельные фигуры и тела природы богами, и именно поэтому принимает чувственное, действительное, индивидуальное существо человека - разумеется, бессознательно - за образец и масштаб, соответственно которому фантазия очеловечивает и обожествляет предметы природы.

После возвращения евреев из вавилонского пленения, когда под влиянием пророков окончательно сформировался монотеизм, такая религиозная концепция была уже анахроничной.

Под влиянием политических катастроф и страданий евреи постепенно углубляли свою племенную религию и в конце концов, возвратившись из вавилонского пленения, подняли ее на вершины полного монотеизма.

Под влиянием учения пророков, в также политических бедствий и страданий евреи постепенно углубляли свою религию, пока она наконец, после вавилонского пленения, не вылилась в чистейший монотеизм.

Ежели можно представить себе человека непредвзятого, то ему, из одного только инстинкта самосохранения исходя, политеизм должен быть куда симпатичнее монотеизма.

Источник: библиотека Максима Мошкова