Большая Советская Энциклопедия
Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe) Людвиг (27.3.1886, Ахен, ныне в ФРГ, ≈ 17.8.1969, Чикаго, США). немецкий архитектор, с 1938 работал в США. В 20-е гг. ≈ один из лидеров функционализма ; в 50-е гг. выдвинул идею «универсальной архитектурной формы». Профессор образования не получил. С 1905 работал в Берлине в мастерских архитектора Б. Пауля (до 1907) и П. Беренса (1908≈12). В 1930≈33 директор «Баухауза» в Дессау. В 1938≈58 директор факультета архитектуры Иллинойсского технологического института (Чикаго). В 10-е гг. работал в духе неоклассицизма (дом Перльса в Берлине, 191
-
. Для последующего творчества М. в. д. Р. решающее значение имело знакомство с произведениями Ф. Л. Райта и Х. П. Берлаге . В 1919≈24 М. в. д. Р. выступил с серией экспериментальных проектов (в т. ч. стеклянных небоскрёбов), в которых подчёркнутая чёткость навесной конструкции сочетается с экспрессивной формой объёмов. В 1926 создал в духе экспрессионизма памятник К. Либкнехту и Р. Люксембург в Берлине. В 1927 руководил Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план поселка Вейсенхоф. Созданный М. в. д. Р. рационалистический образец жилого дома со стальным каркасом и изменяемой внутренней планировкой послужил прототипом зданий, получивших в 30-е гг. распространение во многих странах. В дальнейшем интересы М. в. д. Р. под влиянием голл. группы «Стиль» сосредоточиваются на формально-эстетических проблемах, связанных с разработкой пространственных систем, отдельные части которых благодаря общему свободному плану образуют непрерывное динамическое единство (павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне, 1929; дом Тугендхата в Брно, 1930).
Работая в США, создал архитектурный комплекс Иллинойсского технологического института в Чикаго (1942≈58). Идею «универсальной формы» (т. е. единого внутреннего пространства, дающего максимум возможностей для всех последующих изменений интерьера) впервые воплощает дом Фарнсуорт в Фокс-Ривер (штат Иллинойс, 1946≈50). Тот же характер павильона с прямоугольным объёмом, нерасчленённым внутренним пространством и наружным ограждением из стеклянных панелей имеет здание архитектурного факультета Технологического института (1952≈56), плоская плита покрытия которого подвешена к стальным рамным конструкциям, выведенным наружу. К элементарной геометрической форме приведены объёмы высотных зданий, созданных М. в. д. Р.; их навесные стеклянные стены расчленены однородной прямоугольной решёткой металлического каркаса. Облик этих зданий, как правило, не зависит от их назначения; вариациями одной архитектурной темы являются жилые дома на Лейк Шор Драйв (1950≈51) и на Коммонуэлс Променад (1957) в Чикаго, конторские здания Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958), Доминион-сентер в Торонто (Канада, 1967). Простота форм этих сооружений обеспечивается сложными техническими средствами и подчас противоречит функциональной целесообразности. Последняя крупная постройка ≈ Новая национальная художественная галерея в Западном Берлине (1968) ≈ представляет собою призматический стеклянный объём на мощном цоколе, перекрытый ребристой стальной плитой. В поисках форм, пригодных для любой специфической функции, М. в. д. Р. пришёл к отрицанию тех прогрессивных функционалистских идей, которые развивал в 20-е гг. Свою эстетическую концепцию он связывал с философской школой неотомизма , в абстрактности простейших геометрических тел, ясности прямого угла, обнажённости конструкции, экономии выразительных средств (принцип «меньше ≈ значит больше») он видел воплощение «абсолютной идеи», путь к созданию вечных эстетических ценностей. В 1950≈60-е гг. оказал широкое влияние на архитекторов США и Западной Европы.
Соч.: [Отрывки из статей и выступлений], в кн.: Мастера архитектуры об архитектуре, М., 1972, с. 365≈83.
Лит.: Мачульский Г. К., Мис ван дер Роэ, М., 1969; Johnson Ph. С., Mies van der Rohe, N. Y., 1947, 2 ed., 1963; HiIberseimer L., Mies van der Rohe, Chi., 1956; Blake P., The masterbuilders, N. Y., 1960, p. 151≈262; Drexler A., L. Mies van der Rohe, N. Y., 1960; Вlaser W., Mies van der Rohe, L. ≈ N. Y., 1965.
══А. В. Иконников.