Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Механическая запись

звука, система записи звука посредством изменения формы носителя при механическом воздействии на него. М. з. является первой практической системой звукозаписи. Ещё в начале 19 в. при исследовании звуковых сигналов физики стали записывать колебания некоторых источников звука. Эти записи предназначались только для визуального изучения и не могли быть воспроизведены. В 1877 французский учёный Ш. Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и её последующего воспроизведения. Первым аппаратом механической записи и воспроизведения звука был фонограф (заявка на изобретение 1877) американского изобретателя Т. Эдисона . Его фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения. В 1888 немецкий инженер Э. Берлинер предложил использовать для записи носитель в форме диска. После записи с диска гальваническим способом получали матрицы, которые использовались для прессования граммофонных пластинок . До 50-х гг. 20 в. М. з. была монофонической (см. Монофоническая звукозапись ). В дальнейшем получила распространение также стереофоническая М. з., обеспечивающая лучшее качество звучания (см. Стереофоническая звукозапись ). В начале 70-х гг. 20 в. предложена квадрофоническая М. з., в которой звуковые сигналы, передаваемые по 4 независимым каналам, записываются в одной канавке диска. Такая запись воспроизводится 4 громкоговорителями, располагаемыми по углам комнаты.

Процесс М. з. делится на 3 этапа: перезапись с магнитной ленты на лаковый диск, изготовление матриц и прессование грампластинок. Установка для перезаписи на лаковый диск состоит из магнитофона, электронного устройства для усиления и коррекции электрических сигналов и станка записи (рис.), имеющего движущий механизм, рекордер и устройство управления. Преобразование электрических сигналов в механические колебания осуществляется рекордером, резец которого вырезает на лаковом диске канавку, модулированную звуковым сигналом. Стереофонический рекордер имеет две (по числу каналов) независимые динамические системы, связанные с одним резцом. Сигналы каждого канала раздельно записываются на левую и правую стенки канавки. Для получения металлических оригиналов и матриц, с которых затем будут изготавливаться грампластинки, запись с лакового диска переносится гальванопластическим способом на металлические диски. Для этого лаковый диск сначала покрывают тонким слоем серебра, а затем ≈ никелевой плёнкой, на которую наращивают слой меди. После отделения лакового диска получают первый оригинал. Аналогичным образом получают вторые оригиналы, с которых изготавливают никелевые матрицы . Эти матрицы прикрепляются к подогреваемым пресс-формам . Прессование грампластинок из синтетических материалов производится гидравлическими прессами.

Для воспроизведения М. з. служат электропроигрыватели . Преимущества М. з. ≈ массовое тиражирование грампластинок, их относительная дешевизна и простота обращения, а также возможность надёжного хранения записи длительное время в металлических оригиналах (матрицах), основные недостатки ≈ сравнительно быстрый износ грампластинки из-за непосредственного механического контакта граммофонной иглы с ней, невозможность монтажа и стирания записи.

Лит.: Калашников Л. А., Очерк развития техники механической записи звука, «Тр. института истории естествознания и техники», 1959, т. 26; Аполлонова Л. П., Шумова Н. Д., Механическая звукозапись, М. ≈ Л., 1964; Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запечатленного звука, М., 1964.

Ю. А. Вознесенский.