Мифологический словарь
(греч.) — легендарный прорицатель, брат Бианта, считавшийся основателем жреческого рода Меламподов. Он первым начал лечить болезни при помощи трав и очищений. М. был основателем культа Диониса и фаллических шествий в его честь. По легенде, М. получил пророческий дар от змеенышей, которых он взял из разоренной змеиной норы и выкормил. Когда змееныши выросли, они ночью вползли М. на плечи и языками прочистили ему уши, после чего он стал понимать язык животных и предсказывать будущее. Это помогло ему получить для Бианта в жены Перо, дочь пилосского царя Нелея. Позднее М. исцелил дочерей тиринфского царя Прета, которые за отказ участвовать в празднествах в честь Диониса были поражены безумием. За это он получил от Прета часть царства, которую разделил с братом.
Википедия
Мелампод — в древнегреческой мифологии сын царя Иолка Амифаона и Идомены , брат Бианта . Либо его мать Родопа выбросила его на высоком месте, и у него обгорели ноги, отчего он получил имя.
Жрец, знавший язык зверей. Первым из смертных был наделен даром пророчества, первым стал возводить храмы в честь Диониса и разводить вино водой.
Когда жил у царя Полифонта, вскормил змеиных детенышей и стал понимать язык птиц. Первооткрыватель лечения с помощью трав и очищений. Встретился с Аполлоном на берегу Алфея и с тех пор стал лучшим прорицателем.
Получил от Филака в дар стадо коров, исцелив его сына Ификла . Согласно Гомеру, жил в Пилосе, затем удалился в Аргос.
Жил в Мессении, затем исцелил аргосских женщин и стал жить в Аргосе, получив две трети царства для себя и брата. Совершив очищение дев, бросил снадобья в реку Анигр, которая приобрела от них отвратительный запах. Средства очищения бросил в родник Клитория, воды которого отвращают от вина. Женился на дочери аргосского царя Прета . В другой версии, аргосского царя звали Анаксагор , и Мелампод женился на его сестре Ифианире. Имел двух сыновей: Антифата и Мантия .
Познакомил эллинов с именем Диониса , его культом и фаллическими шествиями. Согласно Стафилу, первым придумал смешивать вино с водой. Его облик у Нонна принимает Гера.
Святилище Мелампода в Эгосфенах . Воздвиг жертвенник Афине в Тегее.
- См. Frame D. The myth of Return in Early Greek Epic. New Haven, 1978. «Как продемонстрировал Д.Фрэйм, в мифе о Меламподе ключевой является тема возвращения Коров Солнца».
- См. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека VI, фр.8.