Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Мартынов Александр Евстафьевич

Мартынов Александр Евстафьевич [8(20).7.1816, Петербург, ≈ 16(28).8.1860, Харьков], русский актёр. Один из основоположников русской школы сценического реализма. Родился в бедной семье. Воспитывался в Петербургском театральном училище (1827≈35), сначала в балетном классе у Ш. Дидло, затем в драматическом классе у П. А. Каратыгина. На сцене начал выступать будучи учеником. В 1836 зачислен в труппу Александрийского театра. Исполняя множество ролей в водевилях, М. проявил виртуозную способность к перевоплощению, мастерство мимики, жеста, движения. Уже в этот период М. искал пути к созданию реалистических образов. Актёр-демократ, близкий в своём творчестве устремлениям «натуральной школы» русской литературы 40-х годов, он стремился в каждом персонаже отыскивать живые человеческие черты, раскрывать сложность душевного мира, показывать обиды и страдания маленького человека. В. Г. Белинский первый из критиков заметил огромное дарование М. и постоянно помогал ему советами. Особенно отмечал Белинский исполнение М. роли Синичкина в водевиле «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского (1840). Социально обличительное, сатирическое направление в искусстве М. получило яркое раскрытие в пьесах Н. В. Гоголя ≈ образ Хлестакова («Ревизор», 1843) и другие. Новый период творчества М. связан с его выступлениями в пьесах И. С. Тургенева и А. Н. Островского. Роль Мошкина («Холостяк» Тургенева, 1859) ≈ одно из крупнейших достижений психологического реализма на русской сцене. Яркий след в истории русского театра оставило исполнение М. роли Тихона («Гроза» Островского, 1859), которого артист играл как человека, загубленного жестоким домостроевским режимом. М. исполнил свыше 600 ролей: от остросатирического, иногда пародийно-гротескного комизма актёр переходил к подлинной трагедии. Его игра была основана на глубокой искренности и художественной простоте. Похороны М. в Петербурге (он умер от туберкулёза) превратились в многотысячную демонстрацию. Деятельность М. ознаменовала качественно новый этап в истории русского театра, связанный с борьбой революционных демократов В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского за эстетику сценического реализма.

Лит.: Брянский А. М., А. Е. Мартынов, Л. ≈ М., 1941; Асеев Б. Н., А. Е. Мартынов, М. ≈ Л., 1946; Альтшуллер А., А. Е. Мартынов, Л. ≈ М., 1959.