Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Марджанишвили Константин Александрович

Марджанишвили, Марджанов Константин (Котэ) Александрович [28.5(9.6).1872, Кварели, ≈ 17.4.1933, Москва], советский режиссёр, народный артист Грузинской ССР (193

  1. . В 1893 начал сценическую деятельность в Кутаиси. С 1897 работал в русских театрах (в том числе в 1910≈13 в Московском Художественном театре), где сформировалось его режиссёрское искусство, получили развитие прогрессивные, демократические устремления, приобретённые М. в процессе общения с основоположниками реализма в грузинском театре. Был организатором Свободного театра (1913≈14, Москва), в котором стремился воплотить идею синтетического искусства. В 1919 осуществил в Киеве постановку спектакля «Фуэнте овехуна» Лопе де Вега, исполненного героики и пафоса революции. В 1920 организовал в Петрограде Театр комической оперы, участвовал в постановке массовых театрализованных зрелищ. В 1922 вернулся в Грузию. Революционно-героический спектакль «Овечий источник» («Фуэнте овехуна»), созданный М. в Театре имени Ш. Руставели (Тбилиси, 192

  2. , знаменовал собой начало идейно-художественного обновления грузинского театрального искусства. В 1928 создал в Кутаиси 2-й Государственный драматический театр Грузии (ныне Грузинский театр имени К. А. Марджанишвили), где продолжил искания в области синтетического театра, воспитания нового поколения актёров. В 1924≈29 работал как режиссёр в грузинской кинематографии (фильмы «Буревестники», «Мачеха Саманишвили», «Трубка коммунара» и другие). В последние годы жизни, не порывая связи с Грузией, ставил спектакли в московских театрах. Глубоко национальный художник, М. отразил в своей творческой практике процесс взаимовлияния русской и грузинской театральных культур, стремился к искусству, созвучному современности, передовым идеям эпохи. Традиции искусства М. развивали и развивают его ученики: Т. И. Чавчавадзе, У. В. Чхеидзе, Ш. К. Гамбашидзе, А. В. Ахметели, С. А. Закариадзе, А. А. Васадзе, А. А. Хорава, В. И. Анджапаридзе, Д. К. Антадзе и другие.

    Соч.: Котэ Марджанишвили. Воспоминания. Статьи, т. 1≈2, Тб., 1958≈66.

    Лит.: Крыжицкий Г. К., К. А. Марджанов, М. ≈ Л., 1946: его же, К. Марджанов и русский театр, М., 1954; Гугушвили Э. Н., Путь режиссёра, Тб., 1972;

    Э. Н. Гугушвили.