Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Малявин Филипп Андреевич

Малявин Филипп Андреевич [10(22).10.1869, село Казанка, ныне Оренбургской области, ≈ 23.12.1940, Брюссель], русский живописец. Сын крестьянина. Учился в монастырской иконописной мастерской на Айон-Оросе (Греция; 1885≈9

  1. и петербургской АХ (1892≈99) у И. Е. Репина . В 1900 посетил Францию, с 1922 жил за границей. Следуя манере Репина, в 1890-е годы создал ряд портретов крестьян («Крестьянская девушка с чулком», 1895, Третьяковская галерея) и соучеников (К. А. Сомова, И. Э. Грабаря, оба ≈ 1895; Е. М. Мартыновой, 1897; все ≈ в Русском музее, Ленинград), отмеченных сдержанностью колорита, точностью лепки объёмов и меткостью характеристик. В творчестве М. конца 1890-х ≈ начала 1900-х годов проявляется стремление к повышенному декоративизму; некоторые черты сближают его со стилем «модерн» . Оставаясь верным крестьянской тематике, М. уходит от конкретных образов ко всё более собирательным: предметная определённость в его картинах сменяется свободной, почти самодовлеющей игрой предельно интенсивных красочных пятен, которые организованы линейным ритмом в некое декоративно-плоскостное, калейдоскопически динамичное целое, обрамляющее скульптурно чёткие, спокойно моделированные лица. В работах этих лет («Смех», 1899, Международная галерея современного искусства, Венеция; «Девка», 1903, «Вихрь», 1906, ≈ обе в Третьяковской галерее) М. добивается завораживающей насыщенности цвета, призванной воплотить стихийную мощь народных типов, передать многообразную шкалу чувств ≈ от безудержного веселья до мрачной сосредоточенности. В дальнейшем М. варьирует найденные мотивы и приёмы; черты салонности, заметные уже в 1910-е годы, особенно отчётливы в произведениях зарубежного периода («Бабы», 1914, частное собрание, Париж; «Русские крестьянки», 1925, Художественный музей Латвийской ССР, Рига). Лаконизмом и мягкой пластичностью отличаются многочисленные рисунки М. (в том числе серия зарисовок с натуры В. И. Ленина, 1920, Центральный музей В. И. Ленина, Москва, Британский музей, Лондон, и другие собрания).

    Лит.: Александрова Н., Ф. А. Малявин, М., 1966; Живова О. А., Ф. А. Малявин, М., 1967.

    Т. И. Володина.