Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Лысенко Николай Витальевич

Лысенко Николай Витальевич [10(22).3.1842, село Гриньки, ныне Глобинского района Полтавской области, ≈ 24.10(6.1

  1. .1912, Киев], украинский композитор, дирижёр, педагог, фольклорист, основоположник национальной музыкальной школы. В 1864 окончил университет в Киеве, в 1867≈69 прошёл курс Лейпцигской консерватории по классу фортепьяно и композиции; в 1874≈76 совершенствовался в Петербургской консерватории под руководством Н. А. Римского-Корсакова. Записывал и обрабатывал украинские народные песни, создавал хоровые коллективы, пропагандировал украинские народные песни. В 1904 на средства прогрессивной общественности открыл в Киеве Музыкально-драматическую школу (с 1918 ≈ Высший музыкально-драматический институт его имени), где учились многие видные представители украинского искусства. Как композитор был убеждённым последователем «Могучей кучки» , претворял в своём творчестве реалистические принципы русской музыкальной школы на основе украинского фольклора. Создал около 20 произведений для музыкального театра, заложивших основу украинского оперного искусства, в том числе оперы ≈ «Рождественская ночь» (2-я редакция 1882, Харьков), «Утопленница» (1885, Харьков, на сюжет «Майской ночи» Н. В. Гоголя); оперетту «Черноморцы» (187

  2. . Огромную популярность приобрела его опера «Наталка Полтавка» (1889, Одесса, по И. П. Котляревскому), построенная на обработках народных песен. Вершина оперного творчества Л. ≈ героико-романтическая опера «Тарас Бульба» (1890, поставлена 1924, Харьков, по одноимённой повести Гоголя). Беспощадной сатирой на царское самодержавие явилась опера «Энеида» (1911, Киев, по Котляревскому). Творчество Л. протекало в различных жанрах. Автор цикла «Музыка к └Кобзарю»» Т. Г. Шевченко, включающего разнообразные вокальные жанры от песен до развёрнутых музыкально-драматических сцен; многих романсов и песен на слова И. Франко (в том числе гимн «Вечный революционер» ≈ отклик на революционные события 1905≈07), Л. Украинки, А. Олеся, М. Старицкого, Г. Гейне, А. Мицкевича, обработок народных песен, камерно-инструментальных произведений и исследований, посвященных украинской народной музыке.

    Соч.: Характеристика музичних особливостей укра©нських дум и пiceнь, виконуваних кобзарем Вереса╨м, Ки©в, 1955; Народнi музичнi iнструменти на Укра©нi, 2 изд., Ки©в, 1955; Про народну пicню i про народнicть в музицi, Ки©в, 1955; Листи, Ки©в, 1964.

    Лит.: Гозенпуд А., Н. В. Лысенко и русская музыкальная культура, М., 1954; Лысенко О. Н., Микола Лысенко. Воспоминания сына, М., 1960; Архiмoвич Л., Гордiйчук М., М. В. Лисенко, Ки©в, 1963.