Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Лукий (апостол от 70)

Свято́й апо́стол Луки́й — апостол от семидесяти .

Имя Лукия дважды встречается в книгах Нового Завета: в Апостольских Деяниях: «Бяху же неции во Антиохии пророци и учителие Варнавы… и Лукий Киринеянин» (XIII, 1) и в послании к Римлянам ап. Павел пишет: «Целует вас … и Лукий, и Иасон, и Сосипатр, сродницы мои» (XVI, 21). Некоторые толкователи Священного Писания думают видеть среди Апостолов (из 70) двух с именем Лукия: одного — из Киринеи, учителя Антиохийской церкви и пророка (Деян. XIII, 1), а другого — в лице спутника и сродника св. ап. Павла (Римл. XVI, 21). Но нет оснований отделять Лукия, упоминаемого в Апостольских Деяниях от Лукия, сродника ап. Павла. (О разделении одного Лукия на двоих см. у Миня: Dictionnaire dc la Bible III, p. 238). Ученые, особенно протестантские, принимают Лукия, упоминаемого в Апостол. Деяниях и в послании к Римлянам за одно лицо с св. апостолом и евангелистом Лукою; но это неверно:

  • во 1-х — евангелиста Луку нельзя признать за одно лицо с Лукием, потому что во время отправления из Коринфа послания к Римлянам, в котором ап. Павел приветствует Коринфян, между прочим, и от имени Лукия, не видно, чтобы ев. Лука в это время был в Коринфе при св. Павле, так как по книге Апостольских Деяний он , а до Коринфа сопровождали св. Павла другие спутники (см. Деян. XIX, 20; XX, 1—6);
  • во 2-х — невероятно, чтобы св. евангелист Лука, весьма скромный муж, тщательно скрывавший своё имя, даже и там, где он был и действовал (как напр. Лк. XXIV, 13—33), считавший себя в числе пророков и учителей Антиохийской церкви (Деян. XIII, 1) и повествуя о себе самом стал бы говорить в третьем лице, тогда как в таких случаях он обыкновенно говорит: я (Лук. I, 3; Деян. I,), или мы (Деян. XVI, 10; XX, 6, 8, 13, 21; XXVII, 2 и др.; Herzog, Real-Encyclopadie. Zeller);
  • в 3-х, — св. евангелист Лука родом был из Антиохии и стал спутником св. ап. Павла только с г. Троады в 2 Апостольское путешествие (то есть не ранее 50—51), тогда как Лукий стоял уже во главе Церкви Христовой в Антиохии лет за десять ранее сего (то есть 40—41 г.) и был родом из Киринеи, — главного города Ливии, в Северной Африке.
  • Наконец, в 4-х, имя Лукий  — одно и то же лицо с евангелистом Лукою, слишком безосновательно и не заслуживает опровержения (Жизнь св. ап. Павла, 1887, 222).

Церковное Предание ясно различает евангелиста Луку от Лукия (см. в списках 70 апостолов). Лука был епископ в Фивах , а Лукий — в Лаодикии Сирской; память первого из них совершается 18 октября, а второго 10 сентября. В Церковной службе 70 Апостолам (4 янв.) отдельно прославляется и евангелист Лука: «Клеопа… Луку священными песньми, вернии, ублажим» (1-я стихира на Господи воззвах). «Пуда,.. Лукия,.. почтим честныя богопроповедники» (2-я стихира там же). И в других песнопениях евангелист Лука ясно отличается от ап. Лукия, так что нет основания в смешении . Об ап. Лукие остались краткие сведения в Новозаветных книгах (Деян. ХШ, 1; Рим. XVI, 21) из коих видно, что он был рабом из г. Киринеи и от того был назван Киринеянином — и стоял во главе Антиохийской церкви, со времени её основания, вследствие чего он участвовал в посвящении св. Варнавы и Павла на проповедь среди язычников. «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава и Симеон, нарицаемый Нигер, и Лукий Киринеянин… когда они служили Господу и постились, Дух святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву возложивши на них руки, отпустили» (Деян. ХIII, 1—3). Нужно думать, что св. Лукий призван был к Христовой церкви ещё в праздник Пятидесятницы, в день сошествия Духа на Апостолов, так как, по заявлению евангелиста Луки среди видевших это дивное явление были из Египта, и странах Ливии, прилежащих к Киринее (Деян. II, 10). Вероятно, св. Лукий был начатком Церкви в Киринее и в течение нескольких лет (7—8) он был основательно посвящён в тайны Евангельского учения, а потому занимал видное место в Церкви Христовой. Лукий, по словам Дееписателя, был учитель и пророк. Точного различия между пророками и учителями в Священном Писании нигде ясно не показано, но в Апостольском веке эти дары вполне понимались и определялись (см. 1 Кор. XII, 28). Пророк стоял выше учителя, был сильней и непосредственно вдохновляем, говорил с более возвышенным авторитетом, но учитель, деятельность которого была более скромного характера, в великие моменты и под сильным влиянием духа, мог подниматься до силы пророчества, между тем как и пророки также могли при обыденных случаях исполнять обязанности учителей (Неандер, Фаррар, Жизнь св. ап. Павла, Спб., 1887, 928 стр. и др.). Неизвестна дальнейшая деятельность св. ап. Лукия. В «Постановлениях Апостольских» (VII, 46) Лукий именуется епископом города Кенхрей (Bibliotheca veterum patrum, Edit. Gollandii, Venetiis, 1767 an.). В списках 70 апостолов, приписываемых сщмч. Ипполиту, Лукий назван епископом Олимпиады, города Эллады ( Acta sanctorum Maii, t. IT, pag. 98. Parisiis. 1866 г.). По Римскому Мартирологу, Лукий был первым епископом Кирены и в это достоинство будто бы был поставлен самими апостолами (Liber IV, Cataloge. с. 136). Петр, епископ Эквилинский, пишет: "Лукий, епископ Киринейский, о котором св. Лука упоминает в 13 главе Апостольских Деяний поставленный апостолами первым в Кирене епископом, отличался замечательною святостью и ученостью. Почил он в мире накануне майских нонн (то есть накануне 7 мая) В подтверждение своих слов он ссылается на Мартиролог блаж. Иеронима (Acta sanctorum Maii). При таких разноречивых показаниях предания, нет никакой возможности установить какие либо твердые данные о личности и св. Лукия (Артоболевский, Первое путешествие св. ап. Павла, Сергиев Посад, 1900. 13 с.). В греческих Минеях , а также и славянских св. Димитрия Ростовского помещены о св. Лукии весьма краткие сведения: «Лукий святый, его же Павел святый в Римской епистолии воспоминает, бысть епископ в Лаодикии Сирстей» (4 янв. с. 45). В Четьи Минее св. Димитрия, переведенной на русский язык Москва, 1900), почему то св. Лукий назван Лукою (хотя говорится в скобках — Лукий сентябрь, 10). В Синаксаре (Киев, 1874 г.) сказано под 10 ч. сентября: «Лукий поминаемый в том же послании, ин есть от благовестника Луки, и был в Лаодикии Сирстей епископ, добре упасе паству и с миром почил о Господе» (л. 12). Память ап. Лукия в православной церкви 10 сент. а также 4 января в соборе св. 70 апостолов; у католиков — 6 мая (или 7).

Лукий

Луки́й — мужское русское личное имя латинского происхождения; восходит к ( Луций ) — распространённому в античную эпоху личному имени (см. преномен ), образовавшемуся от . В древнеримской мифологии Луций — традиционный эпитет Марса .

Женское парное имя — Лукия . После Октябрьской революции встречалась модернизированная форма имени — Лю́ций (и его женский вариант — Люция ), которое трактовалось также как усечение от слова «революция».

Лукий (Архиепископ Александрийский)

Луки́й или Люций или Луций (; IV век ) — архиепископ Александрийский и писатель.

Лукий родился в Александрии и был рукоположен в пресвитеры архиепископом Александрийским Георгием в 361 году. В этом же году Георгий умер и на его место, как пишет Сократ Схоластик , был выбран Лукий. Историки Феодорит Кирский , Сократ Схоластик , Ермий Созомен называют Георгия и Лукия арианинами. Лукий принадлежал не к крайнему арианству, а к так называемому умеренному арианству , к партии омиев. Феодорит Кирский пишет о том, что в 363 году Лукий вместе с Езоийем Антиохийским , оба противники Афанасия Великого , стремились поставить на Александрийскую кафедру евнуха Проватия. Для достижения цели Лукий предстал перед императором Иовианом с различными обвинениями против Афанасия. Император утвердил на Александрийской кафедре Афанасия Великого и с угрозою повелел Лукию замолчать, а Проватия и других с ним евнухов, как виновников таких беспокойств, приказал образумить иначе. После смерти Иовиана положение дел меняется. Евзоий Антиохийский выразил императору Валенту готовность отправиться в Александрию и рукоположить нового епископа. Евзоий Антиохийский прибыл в Александрию с отрядом воинов, изгнал преемника Афанасия Петра II , а на Александрийскую кафедру поставил Лукия. Лукий находился на кафедре до 379 года, в 378 году император Валент II погиб в битве под Адрианополем , а на Александрийскую кафедру императором Феодосием Великим вновь был возвращён архиепископ Петр II. Архиепископ Петр написал против Лукия обличительное послание, большой отрывок из которого цитирует в своей книге «Церковная история» Феодорит Кирский .

О Лукии как о писателе сообщает Иероним Стридонский в 118 главе своей книги «О знаменитых мужах» , эта глава и посвящена Лукию. Иероним пишет о том, что Лукий автор праздничных посланий, называя одно из них: «О еврейской Пасхе», и несколько небольших произведений на разнообразные темы. Сочинения Лукия не сохранились.