Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Ливанов Борис Николаевич

Ливанов Борис Николаевич [25.4(8.5).1904, Москва, ≈ 22.9.1972, там же], русский советский актёр и режиссёр, народный артист СССР (1948). Родился в актёрской семье. Учился в 4-й Студии МХТ. С 1924 актёр МХАТа. В 50-е гг. начал выступать и как режиссёр. Первые актёрские работы Л. (Шаховской ≈ «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, Бондезен ≈ «У врат царства» Гамсуна, Альмавива ≈ «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, Аполлос ≈ «Унтиловск» Леонова, Кассио ≈ «Отелло» Шекспира и др.) выдвинули его в число выдающихся представителей молодого, послеоктябрьского поколения артистов МХАТа. В дальнейшем он играл роли, пронизанные мажорным, праздничным ощущением действительности (Кимбаев ≈ «Страх» Афиногенова, Швандя ≈ «Любовь Яровая» Тренева) и роли открытого сатирич. звучания, выполненные с редким богатством и сочностью красок, с захватывающим комедийным темпераментом (кавалер Риппафрата ≈ «Хозяйка гостиницы» Гольдони, Ноздрёв ≈ «Мёртвые души» по Гоголю, и др.); создавал образы, отмеченные лиризмом (Чацкий ≈ «Горе от ума» Грибоедова), и роли, сочетающие в себе романтику и широту чувства с подробной бытовой достоверностью (Кудряш ≈ «Гроза» Островского, Рыбаков ≈ «Кремлёвские куранты» Погодина).

В роли Солёного («Три сестры» Чехова) пародийная острота внешнего рисунка парадоксально сочеталась у Л. с затаённым и глубоким лиризмом. Всё его последующее творчество было пронизано стремлением к философскому осмыслению действительности, к созданию крупных противоречивых характеров, возникающих на сломе двух эпох (Забелин ≈ «Кремлёвские куранты» Погодина, Егор Булычов ≈ «Егор Булычов и другие» Горького), или образов людей, трагически осознающих невозможность обретения нравственного идеала (Дмитрий Карамазов ≈ «Братья Карамазовы» по Достоевскому).

С этими творческими исканиями связаны и режиссёрские работы Л.: «Егор Булычов и другие» (1964) и «Чайка» Чехова (1969). С 1924 Л. снимался в кино. Среди его лучших работ: героико-романтической роли Дубровского («Дубровский», 1936), Пожарского («Минин и Пожарский», 1939), Руднева («Крейсер Варяг», 1947), Генерала («Поэма о море», 1958) и блестящая сатирическая роль Потемкина («Адмирал Ушаков», 1953). Большой вклад в воплощение на экране образа коммуниста внёс Л. исполнением роли Бочарова («Депутат Балтики», 1937) и комиссара Вихрова («Балтийцы», 1938). В 1969 сыграл учёного ≈ врача Седова в фильме «Степень риска». Государственная премия СССР (1941, 1942, 1947, 1949, 1950, 1970). Награжден орденом Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Иванова Е. Г., Б. Н. Ливанов, М., 1955.

Е. Д. Сурков.