Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

кушанское царство

древнее государство. Возникло из княжества в Бактрии, возглавленного племенем (или родом) кушан. В период расцвета (кон. 1-3 вв. н. э.) включало значительную часть территории современных Ср. Азии, Афганистана, Пакистана, Сев. Индии и, возможно, Синьцзяна. Многочисленные памятники искусства, особенно рельефы и статуи.

Большая Советская Энциклопедия

Кушанское царство

государство древнего мира. В период своего расцвета (конец 1≈3 вв. н. э.) включало значительную часть территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии и, возможно, Синьцзяна. Несмотря на крупную роль в истории древнего мира, К. ц. изучено слабо. Общие контуры политической истории К. ц. вырисовываются из сообщений китайских и римских авторов и из анализа кушанских монет и немногочисленных надписей. Точная хронология истории К. ц. пока не установлена.

К. ц. возникло приблизительно на рубеже н. э., спустя более чем сто лет после разгрома Греко-Бактрийского царства кочевниками, образовавшими ряд отдельных княжеств. Одно из таких княжеств в Бактрии, возглавленное племенем или родом кушан, стало ядром К. ц. Основные завоевания кушан связаны с именами царей ≈ Куджулы Кадфиза, его сына Вимы Кадфиза (Кадфиза II) и наиболее знаменитого царя кушан ≈ Канишки . Расцвет К. ц. приходится на правление Канишки и его сына Хувишки, а упадок (примерно с середины 3 в. н. э.) ≈ на царствование Васудевы. История К. ц. в 4 в. ещё недостаточно ясна.

Наиболее значительные раскопки кушанских поселений производились в Баграме и Баглане (Сурхкоталь) ≈ в Афганистане, в Таксиле ≈ в Пакистане и на ряде городищ Северной Бактрии ≈ в Узбекской ССР и Таджикской ССР. Археологами установлено, что при кушанах на этих территориях велись большие строительные работы, имел место рост городов, значительное развитие получили ирригация и ремесленное производство. Хорошо прослежены и торговые связи К. ц. с Китаем, Парфией и Римом (К. ц. и Рим обменивались посольствами); связи осуществлялись по Великому шёлковому пути ≈ из столицы Китая, через земли кушан и парфян, в римскую Сирию и по морю ≈ из римского Египта в порты Западной Индии. При кушанах началось распространение буддизма из Индии в Среднюю Азию и на Дальний Восток.

Искусство К. ц., развивавшееся в рамках ряда крупных школ (бактрийской, паропамисадской; гандхарской, см. Гандхара ; матхурской), представляет собой явление эллинистической художественной культуры Среднего Востока. В бурно растущих городах возводятся цитадели и мощные оборонительные стены, возрастает плотность городской застройки (Дальверзин-Тепе, Термез, Балх, Сирсукх и др.). Возводятся сырцово-глинобитные (на С.) и каменные (на Ю.) сооружения. Для жилых домов и дворцов (Халчаян, Баграм), парадных храмов династич. культа кушан (Сурхкоталь, Матхура), буддийских монастырей, святилищ, ступ (Таксила, Хадда, Буткара) характерны композиции с центральным залом (окруженным помещениями и коридорами) и колонным айваном на главном фасаде. Вырабатывается местная ордерная система на основе эллинистической и староиндийской традиций. Для искусства К. ц. характерен синтез архитектуры, скульптуры и живописи. В скульптуре (глиняной, гипсовой, каменной) господствуют темы прославления кушанских царей (Халчаян, Дальверзин-Тепе, Матхура), мифологические сюжеты (Буткара, Шотарак), складывается иконография Будды и бодхисатв. Живопись (темпера по сухому грунту) на мифологические и жанровые сюжеты ярка и лаконична по колориту. В стиле скульптуры и живописи К. ц. реалистическое начало постепенно уступает место иератическому. Развитие получили различные виды декоративного искусства: художеств. изделия из металла, драгоценные ткани, терракотовые статуэтки с изображениями, отражающими народные верования и представления. Искусство К. ц. оказало существенное влияние на последующее развитие художественной культуры Средней Азии, Афганистана и Индии.

Лит.: История таджикского народа, т. 1, М., 1963; Массой В. М., Ромодин В. А., История Афганистана, т. 1, М., 1964; Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. ф., Древняя Индия, М., 1969; История искусства народов СССР, т. 1, М., 1971, с. 224 ≈ 55; Пугаченкова Г. А., Скульптура Халчаяна, М., 1971; Puri В. N., India under the Kushanas, Bombay, 1965; Schiumberger D., L"Orient hellénisé, P., 1970.

Б. Я. Ставиский, Г. А. Пугаченкова.

Википедия

Кушанское царство

Кушанское царство ( бактр. Κυϸανο, Кушано; Кушана раджавамша; БГС : ; парф. ???????????????? ????????????????, Kušan-xšaθr; , Гуйшуан, I — III века н. э.) — древнее государство на территории современной Средней Азии , Афганистана , Пакистана , Северной Индии ; период расцвета приходится приблизительно на 105—250 годы н. э.

По одной из теорий, Кушанское царство было основано кочевым индоиранским народом тохаров (кит. юэчжи ), пришедшим с территории, на которой сейчас находится Синьцзян-Уйгурский автономный район . Государство имело дипломатические связи с Римом , Персией и Китаем .

Этнически разнородное население Кушанского царства общалось на разных восточно-иранских языках , таких как сам кушанский язык , бактрийский язык и другие языки. В Кушанском царстве развивался т. н. греко-буддизм . Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив достижения многих народов.

Несмотря на то, что на Индийском субконтиненте проживала чуть ли не половина населения Земли (140 из 300 млн человек), регион, поддатный Кушанскому царству, был слабо заселен в сравнении с остальной древней Индией .

Сам факт наличия огромной Кушанской империи был осознан историками не ранее середины XIX века . Сведения, сохранившиеся о Кушанской империи — эпизодические, разнородные и противоречивые. Хронология и история восстановлены преимущественно по сохранившимся монетам, китайским летописям (в частности « Хоу Хань Шу » — История Поздней династии Хань ), а также отдельным индийским и греческим свидетельствам. По поводу имён царей и хронологии продолжаются споры.