Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

культуркампф в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

культуркампф

"КУЛЬТУРКАМПФ" (нем. Kulturkampf - борьба за культуру) наименование мероприятий правительства О. Бисмарка в Германии в 1870-х гг. против католической церкви, выражавшей сепаратистские антипрусские тенденции. В 80-х гг. остались в силе лишь законы 1875 о гражданском браке и об изгнании иезуитов.

Большая Советская Энциклопедия

Культуркампф

«Культуркампф» (нем. Kulturkampf ≈ борьба за культуру), распространённое в литературе наименование мероприятий правительства О. Бисмарка в 70-х гг. 19 в. против католической церкви ≈ главной опоры католической партии «Центра», которая выражала сепаратистские, антипрусские тенденции (главным образом в Западной и Юго-Западной Германии). В ходе «К.» были проведены законы о запрещении священникам вести политическую агитацию (дек. 187

  1. , о лишении духовенства права надзора за школами (март 187

  2. , о передаче в руки государства дела подготовки и назначения на должности духовных лиц (187

  3. и др. В феврале 1875 были распущены почти все католические ордена и проведён закон о гражданском браке. Правительство Бисмарка использовало «К.» для усиления национального гнёта в находившихся под германским господством польских землях и разжигания религиозных страстей с целью отвлечения рабочих от классовой борьбы. Характеризуя «К.», В. И. Ленин писал: «Такой борьбой Бисмарк только укрепил воинствующий клерикализм католиков, только повредил делу действительной культуры, ибо выдвинул на первый план религиозные деления вместо делений политических...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 416≈17). В конце 70 ≈ начале 80-х гг. Бисмарк в целях объединения всех консервативных сил пошёл на примирение с католическим духовенством: большинство законов, принятых в период «К.», было отменено; сохранились лишь законы о гражданском браке и об изгнании иезуитов.

    Лит.: Германская история в новое и новейшее время, т. 1, М., 1970, с. 334≈37; Kissling J. B., Geschichte des Kulturkampfes im Deutschen Reiche, Bd 1≈3, Freib., 1911≈1916.

    М. И. Михайлов.

Википедия

Культуркампф

«Культуркампф» — период жёсткой борьбы правительства Германской империи во главе с канцлером Отто фон Бисмарком за установление государственного контроля над Римско-католической церковью .

Этот термин вошёл в употребление в 1873 году , когда учёный и прусский государственный деятель, придерживавшийся либеральных взглядов Рудольф Вирхов обозначил впервые борьбу прусского и отчасти общеимперского германского права против ультрамонтанства или, конкретнее, борьбу Бисмарка против католической партии Центра и в целом притязаний католической церкви при папе Пии IX .

После периода мирных отношений с церковью, прусское правительство, немедленно вслед за объединением Германии в январе 1871 года , опасаясь партикуляристских стремлений католического духовенства под влиянием решений I Ватиканского собора и папских притязаний, перешло к новой системе церковно-государственного права. Инициатором этой политики был канцлер Бисмарк, главным исполнителем его планов — прусский министр народного просвещения и исповеданий А. Фальк . Бисмарк, бывший стойким протестантом , никогда не доверял до конца лояльности католиков по отношению к вновь созданной Германской империи, особенно его встревожила изданная Ватиканским сбором Декларация о папской непогрешимости . Католики, составлявшие Центральную партию, были недовольны тем, что в империи главную роль играла протестантская Пруссия , и часто выступали против политики Бисмарка.

Началом конфликта послужило упразднение в июле 1871 года Бисмарком поддерживаемого либералами Комитета Римской католической церкви в прусском министерстве культуры, в ноябре он запретил священникам высказываться на политические темы с кафедры. В марте 1872 года была произведена инспекция всех религиозных школ; в июне из всех государственных школ были уволены учителя религии; согласно определению германского рейхстага в Германии перестал существовать Иезуитский орден ; в декабре дипломатические отношения с Ватиканом были разорваны. Затем последовали знаменитые «майские законы» (11, 12 и 13 мая 1873 года ), которыми устанавливался строгий контроль государства над школами, назначениями на церковные должности, отношениями между духовенством и паствой. Органами надзора, кроме общих полицейских учреждений, с обер-президентами и министром во главе, был специальный государственный суд для церковных дел. Новым законам было подчинено не только католическое, но и евангелическое духовенство; однако, только первое, как более от них страдавшее, начало борьбу против них.

Пик борьбы пришёлся на 1875 год , когда гражданский брак был объявлен обязательным на территории всей Германии; епархии, не шедшие на уступки государству, лишались всякой помощи с его стороны, а неподчинившиеся священники высылались из страны. После ряда протестов со стороны католических епископов, обошедшихся некоторым из них годами тюрьмы и тысячами марок штрафов, папа Пий IX, энцикликой от 5 февраля 1875 года , объявил принятые законы не имеющими силы; преследуемым епископам он, в той или иной форме, выразил своё благоволение (например, архиепископ познанский Ледоховский, приговоренный в 1874 году к двухгодичному тюремному заключению, был возведён в сан кардинала). Прусское правительство на протесты отвечало прекращением всех выдач на католическую церковь из средств государственного казначейства и новыми законами об управлении церковными имуществами и диоцезами (1875—1876).

В то же время католическая Партия центра отчаянно противилась мерам Бисмарка и успешно противостояла ему в немецком парламенте, где после выборов 1874 года она увеличила своё представительство (1871 год — 63 депутата в Рейхстаге и 724 000 голосов, 1874 год — 91 депутат и 1 445 000 голосов) и образовала сильную оппозиционную коалицию, в союзе с другими партиями представлявшую весьма опасную силу; консервативная партия также была недовольна.

Бисмарк, бывший прагматиком, решил отступить. Он признал, что многие из мер были излишними и лишь усилили противостояние Центральной партии, чья поддержка ему была необходима для борьбы с социал-демократией . После прихода нового папы Льва XIII в 1878 году стало гораздо легче пойти на компромисс. Фальк получил отставку; место его заняли сочувствовавшие клерикальным стремлениям сперва Путкаммер (1879), потом — Госслер (1881). К 1887 году , когда папа Лев XIII объявил конфликт завершённым, большая часть майских законов была отменена или значительно смягчена; в 1891 году были возвращены католической церкви даже не выданные ей 16 млн марок, накопившиеся с 1875 года .

В результате этой борьбы государству удалось установить контроль над образованием и государственными архивами, в то же время этот конфликт послужил причиной отчуждения целого поколения католиков от национальной жизни Германии.