Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Кроче Бенедетто

Кроче (Croce) Бенедетто (25.2.1866, Пескассероли, близ г. Л"Акуила, ≈ 20.1

  1. 1952, Неаполь), итальянский философ-идеалист, историк, литературовед, критик, публицист, политический деятель. Представитель неогегельянства . В 1902≈1920 профессор в Неаполе. В 1903 вместе с Дж. Джентиле начал издание журнала «Critica», который в дальнейшем превратился в орган, содержавший почти исключительно собственные статьи и рецензии К. (с 1944 выходил непериодически как «Quaderni della critica»). К. был крупнейшим представителем итальянского либерализма. С 1910 сенатор; в 1920≈21 министр просвещения. С приходом к власти Муссолини и в период немецкой оккупации Италии противник фашистского режима. В 1943≈47 возглавлял воссозданную им либеральную партию.

    Мировоззрение К. сформировалось под влиянием школы неаполитанского гегельянства (Б. Спавента , Ф. Де Санктис ). Благодаря А. Лабриоле , лекции которого слушал К., он познакомился с марксизмом, однако при наличии интереса к марксистской философии и социологии («Исторический материализм и марксистская экономика», 1901) оставался противником марксизма. Сыграл видную роль в борьбе с позитивизмом в Италии. Становлению собственного учения К. во многом способствовало изучение философии Дж. Вико . К. определяет свою философию как «абсолютный идеализм». Дух проявляется в теоретической (логической и эстетической) и практической (этической и экономической) формах. При этом логическое и этическое направлены на всеобщее, эстетическое и экономическое ≈ на частное. Соответственно философия делится К. на четыре сферы: эстетику, логику, философию экономики и этику. Связь форм духа описывается К. по принципу так называемой диалектики единства и различия понятий, которой он заменяет гегелевский принцип противоречия. Формы эти связаны попарно в диады, причём первая ступень ≈ эстетическая интуиция ≈ автономна по отношению ко второй ≈ логическому понятию (момент различия), тогда как вторая ступень предполагает первую (момент единства). Ведущую роль в процессе познания К. отводит интуиции, которая, в отличие от логического мышления, постигает мир в его конкретности, неповторимой индивидуальности. Своё развёрнутое воплощение интуиция получает в бесконечном многообразии произведений искусства. Поэтому философия интуиции есть эстетика, которую К. определял как «науку о выражении», отождествляя её с «общей лингвистикой». Сущность поэзии К. видел в «чистой», или «лирической», интуиции, свободной от логических или моральных заданий; отсюда поэзию, как незаинтересованное созерцание, К. противопоставляет «прозе», «литературе», выражающей моральные, интеллектуальные и т. п. культурные ценности.

    Т. к. дух у К. историчен по своей природе, философия является по существу философией истории, равно как историческая наука, со своей стороны, есть также и философия, поскольку в частном историк познаёт универсальное и осмысляет прошлое, исходя всегда из настоящего. К. явился основоположником влиятельной «этико-политической» школы в итальянской историографии, будучи одним из крупнейших итальянских историков 20 в., автором многочисленных работ по истории культуры, искусства, общественной жизни и т. д., в том числе по истории Италии с 1871 по 1915 и по истории Европы 19 в.

    Эстетические идеи К. получили наибольшую известность за пределами Италии и оказали значительное влияние на развитие литературоведения и языкознания (т. н. идеалистическая школа в филологии К. Фосслера , Л. Шпитцера и др.). К. оказал очень большое воздействие на все сферы гуманитарного знания в Италии в первые десятилетия 20 в. Влияние его стало падать в 1940-х гг., в частности благодаря работам итальянских марксистов (А. Грамши и др.), подвергших критике идеалистические концепции К. и его учеников.

    Соч.: Filosofia dello spirito, v. 1≈4, Bari, 1927≈32; Saggi filosofici, v. 1≈14, Bari, 1922≈52; Scritti di storia letteraria e politica, v. 1≈44, Bari, 1911≈54; Scritti varii, v. 1≈12, Bari, 1927≈63; Epistolario, v. 1≈2, Napoli, 1967≈69; в рус. пер.≈ Исторический материализм и марксистская экономия, СПБ, 1902; Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика, ч. 1, М., 1920.

    Лит.: Аббате М., Философия Б. Кроче и кризис итальянского общества, М., 1959; Гарин Э., Хроника итальянской философии 20 в., пер. с итал., М., 1965; Грамши А., О литературе и искусстве, М., 1967; Топуридзе E. М., Эстетика Б. Кроче, Тб., 1967; Эфиров С. А., Итальянская буржуазная философия 20 в., М., 1968, гл. 2; Gramsci А., Il materialismo storico e la filosofia di B. Сгосе, 2 ed., Torino, 1949; Clone E., B. Croce, 2 ed., Mil., 1953; его же, Bibliografia crociana, [Monza], 1956; Olgiati F., В. Croce e lo storicismo, Mil., 1953; Agazzi E., ll giovane Сгосе e il marxismo, Torino, 1962; Nicolini F., В. Croce, Torino, 1962; Bausola A., Filosofia e storia nel pensiero crociano, Mil., 1965; его же, Etica e politica nel pensiero di B. Croce, Mil., 1966; Cinquant" anni di vita intellettuale italiana, 2 ed., v. 1≈2, Napoli, 1966.

    Н. В. Котрелев.