Энциклопедический словарь, 1998 г.
преобразует один вид движения в другой (напр., равномерное вращательное в поступательное, неравномерное вращательное, качательное и др.). Имеет вращающееся звено в виде кривошипа или коленчатого вала, которое связано со стойкой (неподвижным звеном) и другим звеном механизма вращательными кинематическими парами (шарнирами). Плоские 4звенные кривошипные механизмы делятся на шарнирные, кривошипно-ползунные (наиболее распространенные) и кривошипно-кулисные (см. Кулиса).
Большая Советская Энциклопедия
механизм для преобразования одного вида движения в другой, имеет вращающееся звено в виде кривошипа или коленчатого вала , связанное со стойкой и другим звеном вращательными кинематическими парами (шарнирами). К. м. обычно имеют вращательные и поступательные кинематические пары . К. м. делятся на плоские (с движением всех звеньев в параллельных плоскостях) и пространственные, четырёхзвенные и многозвенные. Наиболее распространённые плоские четырёхзвенные К. м. делятся на три группы: шарнирные четырёхзвенные, кривошипно-ползунные, кривошипно-кулисные.
Шарнирные четырёхзвенные К. м. бывают двух видов: двухкривошипный для преобразования равномерного вращения одного кривошипа в неравномерное вращение другого (рис.1, а); частным случаем является шарнирный параллелограмм для передачи вращения с одного кривошипа на другой без изменения скорости (рис.1, б): кривошипно-коромысловый К. м., преобразующий вращение кривошипа в качательное движение коромысла (рис.1, в). Кривошипноползунные механизмы преобразуют вращение кривошипа в прямолинейное возвратно-поступательное движение ползуна или наоборот, широко используются в поршневых двигателях, насосах, компрессорах, прессах и других машинах. По расположению кривошипа и ползуна различают К. м. центральные (рис. 2, а) и смещенные (рис. 2, б). Кривошипно-кулисные механизмы обычно преобразуют равномерное вращение кривошипа в неравномерное вращательное движение, качательное (рис. 3, а) или возвратно-поступательное (рис. 3, б) движение кулисы. К. м. с качающейся кулисой используют в приводе движения резания металлорежущих станков. В большинстве К. м. имеются т. н. мёртвые положения (см. рис. 2, а), в которых передача движения на кривошип невозможна и при выходе из которых ведомый кривошип может изменить направление вращения на обратное. Прохождение этих положений в поршневых двигателях обычно обеспечивается инерцией звеньев. При ведущем кривошипе вблизи мёртвых положений К. м. даёт значительный выигрыш в силе, что используется в прессах и др. рабочих машинах для получения больших сил на ползуне. Сложное движение шатунов К. м. иногда используют для привода рабочих органов некоторых машин ≈ тестомесилок, снегопогрузчиков и др.
Кроме плоских четырёхзвенных механизмов, в ряде случаев применяют плоские многозвенные К. м., например К. м. для привода нескольких шпинделей сверлильной головки, кривошипно-рычажный и кривошипно-коленный механизмы кузнечных прессов, кривошипно-кулисный механизм привода главного движения поперечно-строгального станка (рис. 4). Пространственные четырёхзвенные К. м. используют для получения качательного движения коромысла вокруг оси, перпендикулярной оси вращения кривошипа (рис. 5).
Н. Я. Ниберг.