Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

конструктивизм в словаре кроссвордиста

конструктивизм

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

конструктивизм

конструктивизма, мн. нет, м. (искус.). Направление в разных отраслях искусства, стремящееся выразить в произведениях искусства конструктивные, технические свойства материала.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

конструктивизм

-а,м. Направление в искусстве 20 в., стремящееся к максимальной выразительности и экономичности форм, к обнажению их технической основы.

прил. конструктивистский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

конструктивизм

м. Направление в искусстве и литературе XX в., утверждавшее принципы простоты форм и подчеркнутого утилитаризма.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

конструктивизм

направление в изо-искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма и футуризма, разделившись вскоре на два обособленных (хотя и постоянно взаимодействующих) потока: "конструктивизм социальный", тесно связанный с задачами "социальной инженерии", создания нового человека путем радикального преобразования окружающей его предметно-материальной среды (эта линия наиболее интенсивно развивалась в Советской России 1920-х гг., в теории и практике ЛЕФа, в производственном искусстве) и "конструктивизм философский" (более характерный для капиталистических стран), ставящий социально-преобразовательные цели в более отвлеченносозерцательном плане (прежде всего - в различных видах геометрической абстракции). Обе традиции вошли в кинетизм, пародийно отразившись в деконструктивизме.

Большая Советская Энциклопедия

Конструктивизм

направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусствах, в плакате и искусстве книги, художественном конструировании , а также в литературе). Первая организация конструктивистов (А. М. Ган, А. М. Родченко, братья В. А. и Г. А. Стенберги, В. Ф. Степанова и др.) возникла в Инхуке в 1921. Сторонники К., выдвинув задачу «конструирования» окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические качества таких материалов, как металл, дерево, стекло. В практике К. частично воплотились в жизнь лозунги производственного искусства . Показной роскоши буржуазного быта конструктивисты противопоставляли простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём видели олицетворение демократичности и новых отношений между людьми.

В архитектуре принципы К. были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга и впервые четко проявились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923; новый внешний облик, в котором выявлена конструктивная основа здания ≈ железобетонный каркас; чёткий и рациональный план). В 1925 была основана творческая организация конструктивистов ≈ ОСА (Объединение современных архитекторов), печатным органом которой стал журнал «Современная архитектура» (1926≈30). На его страницах было изложено кредо архитектурного К. ≈ т. н. функциональный метод, который требовал от архитектора учёта особенностей функционирования зданий, сооружений и комплексов путём создания их рационального плана и оборудования. Наряду с др. группами советских архитекторов конструктивисты (братья Веснины, М. Я. Гинзбург, И. И. Леонидов, А. С. Никольский, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров и др.) вели поиски новых приёмов планировки населенных мест и принципов расселения, выдвигали проекты перестройки быта (см. Жилище ), разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома Советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д.). Однако в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок (объявление квартиры «материальной формой мелкобуржуазной идеологии», схематизм в организации быта в некоторых проектах домов-коммун, недоучёт природно-климатических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма ).

Эстетика К. в определённой степени способствовала становлению советского художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (А. М. Родченко, А. М. Гана и др.) создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое заводское изготовление новые типы посуды, арматуры, мебели. Художники создавали рисунки для тканей (В. Ф. Степанова, Л. С. Попова), разрабатывали практичные модели рабочей одежды (В. Ф. Степанова, В. Е. Татлин), создавали оформление выставок (Л. М. Лисицкий). К. сыграл заметную роль в развитии графики ≈ плаката (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г. Г. Клуциса, А. М. Родченко), конструирования книги (новые приёмы использования выразительных возможностей шрифта и наборных материалов в работах А. М. Гана, Л. М. Лисицкого). В театре вместо традиционных декораций конструктивисты создавали подчинённые задачам сценические действия «станки» для работы актёров, одетых в прозодежду (работы Л. С. Поповой, А. А. Веснина и др. над постановками В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова).

Применительно к зарубежным пластическим искусствам термин «К.» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма , стремящееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре ≈ одно из авангардистских течений, использовавшее некоторые формальные поиски раннего советского К. (скульпторы Н. Габо, А. Певзнер).

В литературе конструктивистские тенденции, отвечавшие «левым» требованиям «революции формы» (преобразования языка, стиха, жанров), стимулировались лозунгами ЛЕФа . (ориентация на «конструкцию материалов» вместо интуитивно найденного стиля, монтаж или «кинематографичность» в прозе, «агит-поэзию», газетный язык). Как самостоятельное, преимущественно поэтическое течение К. провозглашен К. Л. Зелинским, И. Л. Сельвинским и А. Н. Чичериным в 1923 (манифест ≈ в их сборнике «Мена всех», 1924). В 1924 оформился Литературный центр конструктивистов (ЛЦК), в котором участвовали наряду с И. Л. Сельвинским и К. Л. Зелинским (теоретик группы) В. А. Луговской, В. М. Инбер, Б. Н. Агапов, Е. И. Габрилович, Туманный (Н. Н. Панов), А. П. Квятковский и др.; организационно примыкал Э. Г. Багрицкий. В теоретических установках К. (в противовес ЛЕФу) признавал суверенные права поэзии, однако закономерности её развития как явления духовной культуры во многом подменялись ориентацией на прогресс «технической оснастки культуры» [например, принцип «грузофикации слова», или «конструкторского» распределения материала: «максимальная нагрузка потребности на единицу его, т. е. коротко, сжато, в малом ≈ многое, в точке ≈ всё» («Мена всех», [сб.], 1924, с. 8), что в крайнем выражении приводило к стилю лозунга и рекламы (опыты А. Н. Чичерина)]. С другой стороны, выражением конструктивной «организованности» явился «локальный принцип» ≈ «конструирование» темы из наиболее сопричастных ей слов и ритмов; в поэтической лаборатории И. Л. Сельвинского авторская речь растворялась в языке перспнажа или описываемой среды (стихотворение «Вор», 1922, целиком на воровском жаргоне), применялась фонетическая транскрипция с обозначением тона для передачи «ритмических соответствий» произношению (например, песенного или плясового лада). Конструктивисты осваивали в поэзии приёмы прозы («инфляция прозы»), особые пласты лексики и др. (профессиональная речь, жаргоны); отказываясь от лирических эмоций, предпочитали четко организованную фабульную поэзию, эпические жанры. Но «стиля эпохи», как замышляли, они не создали. В 1930 группа ЛЦК самораспустилась. Роль ЛЦК в советской поэзии определяется не ошибочными теоретическими установками, а самим творчеством входивших в него талантливых поэтов (во главе с И. Л. Сельвинским), оставивших живое поэтическое наследие.

Лит.: Ган А., Конструктивизм, Тверь, 1922; «Кино-фот», 1922≈23; «Современная архитектура», 1926≈30; Литературные манифесты (от символизма к Октябрю), М., 1929; Из истории советской архитектуры. 1917≈1925 гг. Документы и материалы, М., 1963; Советское литературоведение и критика. Библиографический указатель, М., 1966; Из истории советской архитектуры. 1926≈1932 гг. Документы и материалы, М., 1970.

С. О. Хан-Магомедов (введение, архитектура),

В. И. Ракитин (художественное конструирование, графика, театрально-декорационное искусство),

А. А. Морозов (литература).

Википедия

Конструктивизм (искусство)

Конструктиви́зм — авангардистское направление в изобразительном искусстве , архитектуре , фотографии и декоративно-прикладном искусстве , зародившееся в 1920 — первой половине 1930 годов в СССР .

Конструктивизм

Конструктиви́зм .

  • Конструктивизм — направление в искусстве.
  • Конструктивизм — абстрактная наука, изучающая конструктивные построения.
  • Социальный конструктивизм — социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности.
  • Экономический конструктивизм — экономическая теория, изучающая процессы социально-экономического конструирования зкономической реальности в человеческой активности.
  • Конструктивизм — эпистемологические подходы, в которых познание воспринимается не как отражение, а как активное построение интерпретации мира субъектом.
    • Радикальный конструктивизм — эпистемологический подход, согласно которому знание принципиально не может соответствовать объективной реальности .
  • Конструктивизм — теория и подход в этнологии, этнографии, культурологии, социальной и культурной антропологии.
Конструктивизм (теория этноса)

Конструктиви́зм — научное направление в изучении этноса , представляющее этнос как конструкт , создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит ). Аргументация конструктивистов основана на широком спектре фактов искусственного создания и внедрения этнических традиций. Среди разработчиков данного направления выделяют Б. Андерсона , П. Бурдьё , Э. Геллнера , Э. Хобсбаума . В России главным последователем конструктивизма является В. А. Тишков .

Конструктивизм (философия)

Конструктиви́зм (от лат. constructio — построение) — одно из течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. По сути это эпистемологические подходы, в которых познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации мира , а не как простое его отражение .

Таким образом, конструктивизм в философии представляет собой теорию, согласно которой всякая познавательная деятельность является конструированием, то есть, созданием некой конструкции. При этом различают узкий и широкий смысл термина «конструкция». В узком смысле, это построения и представления понятий в восприятии , геометрии и логике . В широком смысле, термин относится к особым аспектам миропонимания и самосознания — организующим, структурирующим, формирующим и образным.

Сторонники конструктивизма полагают что, не существует никакой иной реальности, кроме создаваемой человеком. А радикальные конструктивисты вообще утверждают, что вся реальность и суждения о ней — антропогенны , антропоморфны и аксиологичны . То есть, не существует одинаковой для всех объективной и независимой от людей реальности . Также как не существует независимой от людей, одинаковой для всех объективной, «божественной» по своему статусу, истины. Согласно конструктивистам, принципиальное отличие человека от других существ в том, что это не созерцательное, и даже не просто активное или деятельное, а именно конструктивное, творческое и постоянно самотворящее себя существо.

Основы конструктивизма в философии заложены работами таких учёных, как Ф. Варела , П. Вацлавик , Э. Глазерфельд , Н. Луманн , У. Матурана , Хейнц фон Ферстер , А. Шмидт и др.

Примеры употребления слова конструктивизм в литературе.

Затем непременно как реакция последовала девальвация в обличий футуризма, конструктивизма, имажинизма и т.

На обычной улице Эйнштейна к боку здания официального вида со стенами из зеркального стекла жался греческий храм, в то время как через улицу на них смотрели ацтекская пирамида и кубистическое строение в духе позднего конструктивизма.

В облике здания нашел отражение стиль конструктивизма с его стремлением к четкой функциональной организации пространства.

Но вот подъехали и видим - кур гирлянды над входом в здание времен конструктивизма, гирлянды щипаных и шеями сплетенных в призыве страстном к другу-человеку: Добро пожаловать!

Напротив дома на противоположной стороне Мойки возвышалось несуразное здание Дома культуры работников связи в стиле социалистического конструктивизма начала тридцатых годов, перестроенное когда-то из немецкой кирхи, своим серым обликом и высокой башней напоминавшее старинный средневековый замок.

И хотя этот философский мост, одно из семи чудес умозрительного конструктивизма, надежно огражден высокими насыпями человеческого опыта, леденящий ветер безнадежности пронизывает на нем мозг путника, и напрасно будет он искать в окружающем полумраке солнце жизни.

Конструктивизм конструктивизмом, но надо хотя бы вежливость соблюдать!

Источник: библиотека Максима Мошкова