Энциклопедический словарь, 1998 г.
КОМПАУНД-МАШИНА (от англ. compound - составной) двухцилиндровая паровая машина двойного действия с параллельным расположением цилиндров; пар, отработав в одном цилиндре, поступает в другой (большего диаметра).
Большая Советская Энциклопедия
двухцилиндровая паровая машина двойного действия, в которой пар расширяется в цилиндре меньшего диаметра, а затем переходит в цилиндр большего диаметра (цилиндры расположены параллельно).
Википедия
Компа́унд-маши́на — паровая машина двойного расширения пара.
Компаунд-машина имеет два рабочих цилиндра разного диаметра. Свежий пар из котла поступает в меньший цилиндр высокого давления. Отработав там , пар перепускается в больший низкого давления. Такая схема работы позволяет более полно использовать энергию пара и повысить коэффициент полезного действия двигателя.
Существенным недостатком компаунд-машины является невозможность трогания паровоза при остановке в мертвой точке поршня в цилиндре высокого давления. Для преодоления этого недостатка паровозы с компаунд-машиной оснащались сложными приборами трогания, кратковременно пускавшими свежий пар одновременно в оба цилиндра.
Компаунды конструктивно имели несколько вариантов:
- Цилиндры высокого и низкого давления располагались параллельно один под другим снаружи рамы и работали на общий ползун. Такую схему имели паровозы американской постройки серий В и X ;
- Цилиндры располагались последовательно на общем длинном штоке . Подобную схему имели российские паровозы серий Р и П ;
- Система де Глена — дополнительные цилиндры располагались внутри рамы и работали на коленчатую ось. По такой схеме выпускались паровозы серии У , а также опытный чехословацкий паровоз 18-01 .
В поздних сериях паровозов компаунд-машины не применялись в силу присущих им недостатков, а улучшения экономичности добивались путём перегрева пара.
В Российской империи впервые предложил использовать компаунд-машины совместно с перегретым паром в конструкции паровозов инженер А. О. Чечотт в 1911 году, и практически реализовал своё предложение в ряде конструкций паровозов.
Большой вклад в изучение и применение паровой машины системы компаунд на паровозах внёс российский инженер Александр Парфеньевич Бородин .