Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Козыльяры

Козыль́яры ( — «Красный яр ») - село в Урмарском районе Чувашской Республики . Входит в состав Тегешевского сельского поселения . В деревне 8 улиц, 221 дворов. Проживает 427 человек.

Климат сельского поселения континентальный, с теплым, иногда жарким летом и умеренно холодной, продолжительной, снежной зимой.

Среднегодовая температура воздуха равна 3˚С. В годовом ходе среднемесячная температура изменяется от –13˚ в январе до +18,7˚ в июле. Абсолютные значения температур равны – 42˚ и +37˚.

Продолжительность безморозного периода в среднем составляет 143 дня, со второй декады мая до конца третьей декады сентября. Устойчивые морозы наступают в середине ноября и держатся в среднем 120 дней до второй декады марта.

Теплая сухая погода устанавливается обычно в мае. Для летних месяцев характерна устойчивая теплая погода, временами жаркая и сухая.

Территория относится к зоне достаточного увлажнения. Среднегодовая относительная влажность воздуха составляет 77%, максимальная влажность – до 88% отмечается в холодный период года. В летний период возможно снижение влажности до 30% (около 25 дней, приходящихся в основном на май - июнь).

В среднем за год выпадает около 490 мм осадков с максимумом в теплый период – порядка 340 мм. Летом преобладают ливневые осадки, а зимой – обложные малой интенсивности. Однако, могут быть значительные отклонения по годам и в ту, и в другую сторону.

Устойчивый снежный покров образуется во второй декаде ноября и держится до середины апреля. В середине апреля снег полностью сходит. К концу зимы высота снежного покрова в среднем составляет 37 см. В наиболее снежные зимы высота снегового покрова может достигать 67 см, а под кронами деревьев – до 80 – 90 см.

Ветровой режим обусловлен общей циркуляцией атмосферы. В течение года преобладают западные, юго-западные и юго-восточные ветры. В холодный период наряду с юго-восточными и южными ветрами, увеличивается повторяемость ветров юго-западных и западных направлений.

Среднегодовая скорость ветра 4,2 м/сек, с максимумом в январе – марте – 4,7 – 5,0 м/сек. Повторяемость слабых ветров (до 1 м/сек.) составляет 16,6%. Максимум повторяемости слабых ветров наблюдается в июле – августе – 27 – 28%.

Сильные ветры (15 м/сек. и более) наблюдаются в среднем 5 – 6 дней в году. Наибольшее число дней с сильным ветром составляет 14.

Максимальная скорость ветра один раз в год может достигать 18 м/сек., в пять лет – 21 м/сек., в десять лет – 22 м/сек., в двадцать лет – 23 м/сек.

Рельеф территории – холмисто-равнинный, представлен чередованием равнинных водоразделов сильно расчлененных эрозийной сетью малых рек.

Весенний ледоход со средней продолжительностью до 4 дней отмечается только на р. Кубне.

В геологическом отношении территория сельского поселения расположена в пределах восточной части Русской платформы и сложена осадочными породами верхнепермского и четвертичного возраста.

Отложения пермской системы представлены нижним и верхним отделами татарского яруса. Первый представлен карбонатно-терригенными образованиями – известняками, доломитами. В составе отложений верхнетатарского яруса преобладают песчаники; пески, алевролиты, мергели и известняки имеют подчиненное значение. Глубина залегания пермских пород изменяется от 15 до 90 м, при мощности их от 30 – 40 м до 120 м и более.

Коренные породы повсеместно перекрыты четвертичными отложениями – элювиально-делювиальными покровными отложениями, в составе которых преобладают суглинки, реже встречаются пески и глины. Мощность отложений составляет 2 – 10 м, достигая на отдельных участках 18 – 20 м. Минимальная мощность отмечается на водоразделах и увеличивается вниз по склонам. Суглинки нередко лессовидные, местами макропористые.

В долинах рек развиты аллювиальные отложения – суглинки, пески, галечники. В долинах малых рек и ручьев мощность аллювия составляет 3 – 5 м.

В пределах оврагов развиты овражные отложения – пески и суглинки с примесью щебня, мощность их не превышает 2,0 м.

Первый представлен карбонатно-терригенными образованиями – известняками, доломитами. В составе отложений верхнетатарского яруса преобладают песчаники; пески, алевролиты, мергели и известняки имеют подчиненное значение. Глубина залегания пермских пород изменяется от 15 до 90 м, при мощности их от 30 – 40 м до 120 м и более.

Коренные породы повсеместно перекрыты четвертичными отложениями – элювиально-делювиальными покровными отложениями, в составе которых преобладают суглинки, реже встречаются пески и глины. Мощность отложений составляет 2 – 10 м, достигая на отдельных участках 18 – 20 м. Минимальная мощность отмечается на водоразделах и увеличивается вниз по склонам. Суглинки нередко лессовидные, местами макропористые.

История КОЗЫЛЬЯР

КОЗЫЛЬЯРЫ, Хĕрлĕçыр – деревня в Урмар. р-не, Тегешев. сел. поселения. Расстояние до Чебоксар , до райцентра , до ж.-д. станции . Расположена на границе с Респ. Татарстан, на левом берегу р. Кубня. Историч. названия: Старые Кизыляры при речке Кубасе, Старые Козыльяры, Старый Казыльяр . Жители – чуваши, до 1724 ясачные, до 1866 государствен. крестьяне; занимались земледелием, животноводством. В кон. 19 в. действовали водяная и крупообдирочная мельницы. В 1885 открыта школа грамоты. В 1930 образован колхоз «Красная Кубня». В составе Шигалеев., Ковалин. волостей Свияж. у., Новоковалин. волости Цивил. у. в 18 в. – 1927, Урмар. р-на – с 1927. Число дворов и жителей: в 1721 – 67 муж.; 1762–65 – 55 муж.; 1795 – 27 дворов, 69 муж., 76 жен.; 1858 – 178 муж., 168 жен.; 1897 – 317 муж., 337 жен.; 1926 – 171 двор, 401 муж., 483 жен.; 1939 – 488 муж., 577 жен.; 1979 – 340 муж., 449 жен.; 2002 – 216 дворов, 467 чел.: 218 муж., 249 жен.; 2010 – 157 част. домохозяйств, 370 чел.: 173 муж., 197 жен.

В VII—VIII веках конгломерат суваро-булгарскнх племен, теснимый арабами, покидает обжитые места в предгорьях Кавказа и переселяется в Среднее Поволжье и Прикамье.

В X—XII веках Булгарское царство достигло своего расцвета. Ремесленное производство, культура земледелия и скотоводство находились на высоком уровне развития, государство имело широкие международные связи.

В 1236 году Волжская Булгария оказалась под властью и гнетом монголо-татарских феодалов во главе с ханом Бату. От множества войск Батыя земля стонала и гудела, а от шума его полчищ столбенели звери и животные. Нашествие нанесло смертельный удар политическому и культурному могуществу суваро-булгар: страна была разорена, города разрушены. Спасаясь от завоевателей, часть сувар и булгар бежала на правобережье Волги.

В середине XIV века в Золотой Орде начались феодальные междоусобицы. Хромой Тимур хан в 1391 и 1395 годах напал на Золотую Орду и разрушил булгарские города и деревни. Тысячи людей попали в плен, начался произвол, избиение населения и грабеж. Домашний скот стадами угоняли на юг. М.Г. Сафаргалиев в своей книге «Распад Золотой Орды» пишет, что в лагере у хана Тимура в плену находились молодые девушки и юные парни числом более пяти тысяч. В начале XV века Золотая Орда распалась на отдельные ханства.

В этот период из-за постоянных набегов татар сувары вынуждены были бежать из южных районов в северные и селиться в лесной местности. А в южных районах образовывалось «дикое поле» — кочевье ногайских татар.

В 1438 году образовалось Казанское ханство. В этот же год хан Улу-Мухаммед привел с собой из Крыма три тысячи татар, и они стали устанавливать свои законы на Средней Волге. Суваро-булгар силой заставляли принимать ислам, повсеместно возводились мечети. В 1552 году Казанское ханство пало, но у власти в основном оставались татары. Просветительская деятельность русского духовенства, как отмечает профессор Н.В. Никольский, по отношению к чувашам была вообще незначительна, уступая в размерах мусульманской пропаганде. По этой причине большинство жителей деревни Козыльяры начинает исповедовать ислам и переходит на татарский язык. В 1865 году в соседней деревне Шигали построили церковь, но жители Козыльяр в приходе этой церкви не состояли. Только через 25—30 лет козыльярцы были насильно крещены и вошли в приход деревни Муратово, что находится на территории нынешнего Зеленодольского района Татарстана.

Как отмечает А.И. Хованский, в IX—XIII веках в юго-восточной части Булгарского государства находилась крепость Хĕрлĕ-Çыр. Она функционировала, скорее всего, в золотоордынскую эпоху, т.е. в XIII—XV веках. Конечно, предания не могут считаться полностью достоверными, но в них всегда находила выражение историческая память народа, и они очень часто отражали реальную действительность. Своё первое название Кизиль Яр деревня получила в период Казанского ханства. После распада Казанского ханства деревня стала называться Козыльяры, а с середины XVII до начала XX века — Старые Козыльяры. После революции вернулось прежнее название — Козыльяры. Профессор К. В. Элле считал, что Козыльяры, Тегешево и Шигали — деревни родственные, так как умерших все три деревни хоронили на одном кладбище. По предположению археолога Е.П. Михайлова, рядом с языческим кладбищем находилась материнская деревня всех трех деревень. Татарский историк Д.Г. Мухаметшин утверждает, что кладбища вплоть до начала XVIII века возникали исключительно рядом с деревнями. А в настоящее время это языческое кладбище с арабографическими памятниками находится вдали от всех трех деревень.

В 17-м томе «Словаря чувашского языка» Н.А. Ашмарина написано: «Шигали — то же, что Шигали, Козыльяры».

Официальных документов о возникновении деревни Козыльяры нет. Однако имеются косвенные подтверждения. По историческим преданиям, Козыльяры, Тегешево и Шигали возникли одновременно с деревней Мамадыш Зеленодольского района Татарстана. Об образовании села Мамадыш хорошо написано татарским ученым Каюмым Насыровым в книге «Неизданные произведения». По его утверждению, выходцы из Булгарского государства Тури Шигали и Мамадыш основали свои деревни намного раньше, чем Казанское ханство. Из этого можно сделать вывод, что деревня Козыльяры является одной из старых деревень района.

Название деревни Козыльяры на татарском языке означает «Красный берег». «Козыль» на татарском языке — «Кызыл», чувашский вариант — «Хĕрлĕ», имеют сходное смысловое значение.

В словаре Н.И. Ашмарина отмечено много значений словосочетания «Хĕрлĕ Çыр» — Красный Яр. Такое название давали обрывам, оврагам, речкам, где имелась красная глина. Хĕрлĕ Çыр — бог воды. «Ей, Хĕрлĕ Çыр! Пире шывçи айне ан тăвах, ун майлă ан пулах, ялан çырма пуçĕ пулса тăр. Хĕрлĕ Çыр; пĕртак пурнахпа Микула турра пĕлтернĕ, ĕлĕк вăл тем тăваканни пулнă, паллă мар.

Хĕрлĕ Çыр амăше .

Хĕрлĕ Çыр ашшĕ .

Хĕрлĕ Çыр ырри .

Хĕрлĕ Çыр киремет .

Хĕрлĕ Çыр киремет амăшĕ .

Хĕрлĕ Çыр турри .

Другой вариант перевода названия Хĕрлĕ Çыр уходит своими корнями в язычество. Профессор Н.И. Егоров указывает на то, что Хĕрлĕ Çыр является одним из высших духов, второе после Бога лицо в чувашском языческом пантеоне; в его ведении находится растительный мир. По значимости он на одном уровне с Пулĕхçĕ и Пихампар. Другие названия этого божества: Çĕр-шыв, Тура Амăшĕ, Кĕпе, из которых основным является Çĕр-шыв. В старочувашском пантеоне Небо , т.е. «оплодотворяющий землю, богатое, красивое место». Бассейн реки Кубни был замечен еще с XV века: «...зело пренарочито и красно вельми и скотопожитно, и пчелисто и рыбно, всякого угодья много».

В работе Д.Ф. Мадурова дается описание происхождения названия «Хĕрлĕ Çыр». В древности существовал один любопытный праздник, связанный с ежегодным весенним половодьем — «Красная горка», у сувар — Хĕрлĕ çыр . На берегу реки во время половодья выбиралась живописная возвышенность, никогда не затопляемая весной. На ней собирались люди, проводились моления и обрядовые пляски. В русской традиции девушки собирались в хоровод и ходили «столбами». Столб в сознании древних был символом мирового дерева — оси мира.

Еще одним эзотерическим смыслом выражения «хĕрлĕ çыр» является «красная черта». Это черта перехода из мира абсолюта в мир материализации духовной энергии.

А вот что гласит легенда о происхождении села Хĕрлĕ Çыр. Некогда произошло затопление низменных мест. Стали люди уходить из своих деревень и основывать новые селения на возвышенных местах. Молодой человек по имени Сетнер плыл в лодке по Кубне и понравилась ему местность с высокими берегами и плодородной землей, куда он и причалил. Так появилась деревня с названием Хĕрлĕ Çыр (из заметки Т. Федорова в газ. «Хĕрлĕ ялав» от 13 марта 1980 года, № 32).

Студент второго курса Чебоксарского педагогического техникума Степан Иванов еще в 1929 году по просьбе своего преподавателя К.В. Элле написал историю села Старые Козыльяры. . В XV—XVI веках в Козыльярах половина села исповедовала ислам, а другая половина — язычество. В начале XVII века рядом с селом Козыльяры проходила граница, царское правительство возводило сторожевые вышки. С этого времени сюда стали проникать и закрепляться порядки царского режима. Отсюда становится понятно, почему именно из этих мест уезжали сувары, бросив насиженные гнезда, родных, в дальние края «дикого поля». Местное начальство делало все, чтобы оскорбить их самые лучшие национальные чувства. Именно по этой причине те, кому было, что терять, и уходили из обжитых мест.

Жизнеспособность любого народа зависит только от наличия у него исторической памяти, все остальное — вторично. Тот, кто забывает своё происхождение, неминуемо и бесследно исчезает. Ну а укрепляет историческую память народа его этническая религия. Нельзя не согласиться с Д.Ф. Мадуровым в том, что сегодня как никогда остро стоит вопрос о будущем этнических культур и их основе — этнической религии. Религия, вера по-чувашски называется «тĕн», и это же слово означает «ось». Удали эту ось — позвоночник этнической культуры — и культура народа омертвеет, подмени её протезом — и она со временем деградирует. Только в этнически одухотворенной среде человек формируется как личность, не теряющая своего места в череде поколений, и развивается она полноценно и в культурном плане. Этническая среда способствует сохранению и непрерывному развитию его духовных качеств.