Большая Советская Энциклопедия
Козловский Михаил Иванович [26.10(6.11).1753, Петербург, ≈ 18(30).9.1802, там же], русский скульптор. Сын флотского трубача. Учился в петербургской АХ (1764≈73) у Н. Ф. Жиллеи А. П. Лосенко, был пенсионером АХ ≈ в Риме (в 1774≈79) и Париже (в 1779≈80), где работал также в 1788≈90. С 1794 академик и профессор петербургской АХ. К. ≈ один из крупнейших скульпторов русского классицизма; творчество его проникнуто идеями просветительства, возвышенным гуманизмом и яркой эмоциональностью. Испытав вначале влияние стиля барокко, К. уже в ранних работах (рельефы для Мраморного дворца в Петербурге, мрамор, 1787; «Бдение Александра Македонского», мрамор, 1780-е гг., Русский музей, Ленинград) проявил стремление к строгой пластичности произведений, уравновешенности композиции, интерес к гражданской исторической тематике. В статуе «Поликрат» (гипс, 1790, Русский музей), полной трагического пафоса, вновь ощущаются динамика и сложность силуэта, напоминающие скульптуру барокко. В последующие годы К. создает пластически тонкие, полные нежного изящества образы прекрасных и гармоничных людей в пасторально-идиллических статуях («Спящий Амур», мрамор, 1792, Русский музей). Одновременно его увлекают темы подвига, образы героев национальной истории («Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», мрамор, 1797, Третьяковская галерея), он создаёт идеальные аллегорические воплощения воинской славы России («Геркулес на коне», бронза, 1799, Русский музей). Аллегорией победы Петра I над Швецией была полная мощного напряжения статуя для Большого каскада в Петродворце «Самсон, раздирающий пасть льва» (золочёная бронза, 1800≈02; похищена фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941≈45, воссоздана в 1947 скульптором В. Л. Симоновым). Важнейшее произведение К. ≈ памятник А. В. Суворову (бронза, 1799≈1801, ныне на Суворовской площади в Ленинграде) ≈ фигура юного воина, отличающаяся ясностью пластической формы, строгой выразительностью движения, силуэта, ритма, ощущением спокойной уверенности. К. был замечательным мастером рисунка, обращавшимся к историческим и жанровым темам. Среди учеников К. ≈ С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.
Лит.: [Каганович А.], М. И. Козловский, М., 1959; История русского искусства, т. 6, М., 1961, с. 400≈35.
В. С. Турчин.