Большая Советская Энциклопедия
Клер (Clair) Рене (настоящая фамилия ≈ Шомет, Chomette) (р. 11.11.1898, Париж), французский кинорежиссёр и кинодраматург. Член Французской академии (1960). Расцвет его творчества относится к 20≈30-м гг. Первый фильм ≈«Париж уснул» (1923), комедия с причудливым фантастическим сюжетом. Ей близки и последующие фильмы К. («Антракт», 1924, и др.). Поставил также «Соломенную шляпку» (1927, по Э. Лабишу), «Двое робких» (1928) и др. Значительный этап в истории французского кино ≈ «Под крышами Парижа» (1930), изящная музыкальная комедия, сочетающая тонкий юмор и лирическую грусть. В фильмах «Свободу нам!» (1932) и «Последний миллиардер» (1934) преобладают элементы гротеска и социальной сатиры. В середине 30-х гг. работал в Великобритании (комедии «Привидение едет на Запад», 1936, «Ошеломляйте новостями», 1938) и в США («Я женился на ведьме», 1942, и др.). С 1947 вновь во Франции. Поставил лирическую комедию «Молчание ≈ золото» (1947) и философскую драму «Красота дьявола» (1950) ≈ современный вариант легенды о Фаусте. Тема сопоставления мечты и реальности воплощена К. в фильме «Ночные красавицы» (1952). Режиссёру близки также лирические и юмористические описания жизни провинциального города ≈ «Большие манёвры» (1955), городских низов Парижа ≈ «Порт де Лила» (1957, в советском прокате ≈ «На окраине Парижа»), крестьян ≈ «Всё золото мира» (196
-
. Режиссёр выступает против прозаической серости буржуазной действительности, противопоставляя ей изящество и остроумие поэтических вымыслов. Автор сценариев ряда своих фильмов.
Соч.: Размышления о киноискусстве, пер. с франц., М., 1958.
Лит.: Лепроон П., Современные французские кинорежиссёры, перевод с франц., М., 1960; Авенариус Г., Рене Клер, в сборнике: Французское киноискусство, М., 1960, Брагинский А. В., Рене Клер, М., 1963.
В. И. Божович.