Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

киево-могилянская академия

название учебных заведений:

  1. первое на территории Украины высшее учебное заведение. Создано в 1632 объединением киевской братской школы (с 1615) и основанной Петром Могилой (1631) славяно-греко-латинской школы при Киево-Печерской лавре. С 1633 называлось коллегией. Во 2-й пол. 17 в. приобрело многие черты университета европейского типа. Статус академии получила в 1701 (известна также как Киевская академия). Была крупным просветительским (до 2 тыс. учащихся; полный курс - 8 лет) и научным центром восточнославянских народов. В 1817 закрыта. Вместо нее созданы русская православная духовная семинария, в 1819 - духовная академия (существовала до нач. 1920).

  2. Независимое учебное заведение с университетским статусом. Основано в 1991. Обучение на украинском и английском языках.

Большая Советская Энциклопедия

Киево-Могилянская академия

(коллегия), первое высшее учебное заведение на Украине, созданное в 1632 путём объединения братской школы Киево-Богоявленского братства (существовавшей с 1615) и школы Киево-Печерской лавры (основана в 1631 киевским митрополитом Петром Могилой). С 1633 именовалась коллегией, с 1701 ≈ академией. В академию принимались дети казацкой старшины, шляхты, зажиточных горожан и духовенства.

В 17 в. К.-М. а. имела 8 классов, делившихся на младшее (4 класса), среднее (2 класса) и старшее (2 класса) отделения. Продолжительность обучения в академии доходила до 12 лет. В К.-м. а. Преподавались: славянские, греческий, латинский и польский языки, грамматика, риторика, пиитика (поэзия), философия, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, богословие. В младших и средних отделениях учащиеся назывались учениками (спудеями), преподаватели ≈ учителями (дидаскалами); в двух старших отделениях ≈ студентами и профессорами. Преподавание велось главным образом на латинском языке.

В 18 в. количество классов было увеличено до 20, введены новые предметы ≈ немецкий, древнееврейский и французский языки, всеобщая и естественная истории, география, архитектура, экономия, медицина. В 1742 число учащихся доходило до 1234. Академия готовила преподавателей славяно-греко-латинских академий, деятелей в области духовного просвещения, а также ректоров и преподавателей духовных семинарий.

Академия была крупнейшим общеобразовательным центром Ю. и Ю.-3. России в 17≈18 вв. В ней работали и воспитывались многие видные деятели культуры и просвещения (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Г. С. Сковорода, Л. Баранович, И. Галятовский, И. Гизель и др.). После основания Московского университета значение академии снизилось, а образование в 1805 Харьковского университета окончательно лишило К.-М. а. прежней роли высшего учебного заведения. К.-М. а. была закрыта в 1817.

Лит.: История Киевской академии. Соч. воспитанника ее иеромонаха Макария Булгакова, СПБ. 1843; Линчевский М., Педагогия древних братских школ и преимущественно древней Киевской академии, «Тр. Киевской духовной академии», 1870, т. 3: Хижняк З.1., Киево-Могилянська академия, Ки©в, 1970.

Л. Н. Пушкарёв.