караваджизм в словаре кроссвордиста
Энциклопедический словарь, 1998 г.
художественная система, характерная для начального этапа развития реалистической живописи 17 в. (монументализация обыденного мира с помощью светотеневых контрастов), созданная Караваджо и его последователями (караваджистами: О. Джентилески в Италии, Х. Тербрюггеном в Нидерландах, Х. Риберой в Испании). Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур.
Большая Советская Энциклопедия
,
-
система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи 17 в. и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо . К. свойственны демократизм художественного идеала, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов. Обращение к приёмам К. было важной ступенью в творческом развитии многих ведущих мастеров 17 в. (П. П. Рубене, Рембрандт), хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом прямого воздействия искусства Караваджо и его последователей (Ф. Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур).
══
-
Направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо. В Италии, где тенденции К. сохраняли своё значение до конца 17 в., они проникли во все значительные художественные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя. Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление наследие Караваджо получило в творчестве О. Борджанни, О. Джептилески, К. Сарачени, Дж. Б. Караччоло. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др.). Среди зарубежных представителей К. наиболее значительны: в Голландии ≈ Х. Тербрюгген, Г. Хонтхорст, Д. ван Бабюрен, во Фландрии ≈ Т. Ромбаутс, А. Янсенс, во Франции ≈ Ж. Валантен, С. Вуз, в Испании ≈ Х. Рибера, в Германии ≈ А. Эльсхеймер.
Лит.: Виппер Б. Р., Проблема реализма в итальянской живописи XVII≈XVIII веков, М.,1966, с.55≈81;, Schneider A. von, Caravaggio und die Niederländer, Marburg, 1933; Catalogo della mostra del Caravaggio e dei caravaggeschi, Mil., 1951; Moir A., The Italian followers of Caravaggio, Camb. (Mass.), 1967.
М. И. Свидерская.
Википедия
Караваджизм — это стиль европейской живописи эпохи барокко , появившийся в Риме в конце XVI века . Основоположниками стиля считаются Караваджо и его последователи.
В караваджизме характерен интерес к точной передаче особенностей натуры, подчёркнутый реализм в изображении предметов. Важная роль уделяется объёму, а именно свету и тени в картине — контрастному освещению фигур, выдвинутых на передний план.
Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии , Д. Бабюрен и Х. Тербрюгген в Нидерландах , Х. Рибера в Испании . Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс , Д. Веласкес , Рембрандт , Ж. де Латур .
Примеры употребления слова караваджизм в литературе.
Вместе а представителями Утрехтской школы продолжил линию караваджизма в Нидерландах.
Источник: библиотека Максима Мошкова