Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Инфоцентризм

Инфоцентризмпарадигма информационного общества 3-го тысячелетия н. э., рассматривающая обмен информацией как приоритетный фактор эволюции живых систем . Появление сетевых информационных технологий в начале третьего тысячелетия катализировало глобализационную реструктуризацию общественно-экономических и научно-технических процессов. Изменение способов обмена материальными, энергетическими, человеческими и информационными ресурсами инициировало преобразование капитализма в информизм — общественный строй, при котором ключевым ресурсом власти является информация. Фундаментальное изменение свойств жизненной среды человечества вызвало адаптационную модификацию общепринятых и личных парадигм, шаблонизирующих совокупность базовых ценностей, моделей мира или его частей , методов принятия решений, подходов, технических навыков и средств.

Парадигма эпохи информизма — инфоцентризм, согласно которому жизнь рассматривается как способ существования, изменения и воспроизводства информации посредством организации частично открытых систем, функционирующих за счет увеличения энтропии окружающей среды в процессе автономного управляемого обмена энергией, материей и данными,.

Согласно инфоцентрическому определению, данные — неосмысленные объективные сведения о временном строении и функциях компонентов окружающего мира, перемещаемые носителем в пространстве и времени. При этом под объективностью подразумевается свойство материальных объектов и явлений порождать многообразие состояний, которые посредством фундаментальных взаимодействий передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре, обеспечивая потенциальное существование вне и независимо от субъекта.

Информация — специализированная для передачи в пространстве и времени объективно существующая частично открытая система из прагматически целостных символических описаний структур и функций компонентов Вселенной, возникающая за счет энергии и материи окружающей среды в процессе субъективного восприятия, компоновки и интерпретации данных в соответствии с логическим типом .

Медиаресурс — объективный прагматически целостный продукт субъективной адаптации информации для целевой трансляции посредством специализированного распределения между формами представления . Прагматическими целями использования информации и медиаресурсов могут быть: обучение, пропаганда, развлечение, переключение внимания и др.

Сигнал и сообщение — пространственно-временные совокупности факторов окружающей среды, вызывающие потенциально обратимый переход между состояниями системы, отличающиеся неуправляемостью резкого скачка , существующих за счет ресурсов окружающей среды. В отличие от пассивных переносчиков, активные носители способны автономно контролировать стабильность информации и медиаресурсов во времени, адаптируясь к изменениям факторов окружающей среды.

Современная наука пришла к выводу, что живой организм — это машина, управляемая генотипической информацией. Преобладание активно генерируемого исходящего информационного потока от прочих открытых систем, осуществляющих материальный, энергетический и информационный обмен. Эволюционный отбор генотипических программ осуществляется по фенотипам, обеспечивающим интенсификацию информационного обмена. Примером является биологический прогресс представителей сложноцветных растений, преуспевших в эволюционной гонке за ускорение мейотической рекомбинации аллелей и увеличение разнообразия информации о структурах и функциях представителей собственной популяции.

Другой способ достижения биологического прогресса — интенсификация общения, которая позволила кооперировать действия людей. В этом случае приоритет активности организма определяется наибольшим количеством воспринимаемых сигналов и непредсказуемых сообщений об изменении окружающей среды в результате его действий. По-видимому, инфоцентрические приоритеты генетических программ формировались без учета контрпродуктивных последствий увеличения доли перцептивно-коммуникативного информационного обмена в ущерб генетическому и управленчески-креативному. Глобальная информатизация человеческого общества подавила интерес к размножению и затормозила научно-технический прогресс. Создатели футуристических произведений прошлого тысячелетия оказались фантастически оптимистичны в прогнозах научно-технических достижений первой четверти XXI века. Доступные инструменты получения, создания и распространения информации стали для людей «троянским конём». Развлекательные коммуникативные технологии отвлекли народное внимание от образовательных, материальных и кибернетических, уменьшив статистическую вероятность совершения открытий и создания практически полезных образцов. Приоритетной деятельностью человеческого вида стала трансляция информации о собственном состоянии и впечатлениях от компонентов Вселенной, а не координация действий для преодоления фенотипического несовершенства или обмен генетическими программами. Эволюция ноосферы замедлилась и на рубеже тысячелетий впервые в истории человечества произошел демографический переход от гиперболического увеличения ежегодного прироста населения к его уменьшению.

В период перехода человечества от индустриального общества к информационному конкурентоспособность на рынке труда в любой сфере деятельности определяется совокупностью междисциплинарных компетенций, участвующих в формировании общей информационной культуры человека. При рассмотрении с позиций инфоцентризма, обучение — это деятельность живой системы по формированию внутреннего набора программ взаимодействия с окружающей средой в результате преобразования импортированной информации. Для образования квалифицированного потребителя этого вполне достаточно. В соответствии с инфоцентрическим подходом, научная и творческая работа отличаются от учебной активности тем, что живая система дополняет информационные ресурсы внешней среды собственными продуктами преобразования импортированных сведений. Для воспитания продуктивной личности необходимо развитие навыков практического использования информационных технологий коллективного управления ресурсами и действиями. Базовые компетенции использования современных технологий получения, трансформации, передачи, учета и хранения информационных ресурсов необходимы для формирования компетентности высокого уровня — кибернетического мышления. Восприятие мира как самоорганизующейся системы обменивающихся информацией объектов любой материальной природы облегчает создание эффективно функционирующей информационной среды на основе произвольной совокупности программно-аппаратных и административно-финансовых ресурсов. Успех формирования такой среды определяется адресной адаптацией информационных технологий к физиологическим особенностям человеческого восприятия мультимедийной информации, которые варьируют от поколения к поколению. Можно ожидать, что дидактически целенаправленная адаптация новых поколений людей к использованию продуктивных информационных технологий поможет преодолеть негативное влияние развлекательных коммуникационных технологий на эволюцию человеческого вида .

Инфоцентрическая парадигма предполагает, что в результате естественного отбора в пространстве и времени передается информация, имеющая прагматическую ценность. Переход от «индустриального» общества к «информационному» предопределяет продуктивность применения инфоцентрического подхода ко всем сферам жизни. Информация о функциях и структурах апробированных эволюцией живых систем — руководство для модернизации технологий, экономики, политики, общественных отношений и прочих сфер жизни в соответствиями с глобальными изменениями среды обитания. К примеру, непосредственное слияние организационных структур противоречит пути эволюции от примитивных одноклеточных к совершенным многоклеточным организмам. Мегаструктура с централизованным управлением не способна оперативно реагировать на локальное изменение условий внутренней и внешней среды вследствие ограничений, обусловленных законами информационного обмена. Снятие граничных барьеров катализирует распространение дефектной и деструктивной информации, а также создает условия для стратегически опасного концентрирования материальных и энергетических резервов. В соответствии с апробированной временем эволюционной моделью, продуктивная интеграция элементов в мегаструктуры осуществляется не путём химерного объединения ресурсов, а посредством усовершенствования стимулирующего практическую деятельность активного обмена информацией.