Энциклопедический словарь, 1998 г.
графическое изображение зависимости давления рабочего тела (пара, газа) в цилиндре поршневой машины (двигателя, насоса) от перемещения поршня. Представляет собой замкнутую кривую, площадь внутри которой пропорциональна работе, совершенной рабочим телом.
Большая Советская Энциклопедия
графическое изображение изменения давления газа или пара в цилиндре поршневой машины в зависимости от положения поршня. И. д. вычерчивается обычно с помощью индикатора давления . По оси абсцисс откладывается объём, занимаемый газами в цилиндре, а по оси ординат ≈ давление. Каждая точка на И. д. (рис.) показывает давление в цилиндре двигателя при данном объёме, т. е. при данном положении поршня (точка r соответствует началу впуска; точка а ≈ началу сжатия; точка с ≈ концу сжатия; точка z ≈ началу расширения; точка b ≈ концу расширения).
И. д. даёт представление о значении работы, производимой двигателем внутреннего сгорания или насосом, и об их мощности. Рабочее тело совершает полезную работу только в течение рабочего хода. Поэтому для определения полезной работы необходимо из площади, ограниченной кривой расширения zb, вычесть площадь, ограниченную кривой сжатия ac. Различают теоретическую и действительную И. д. Теоретическая строится по данным теплового расчёта и характеризует теоретический цикл; действительная И. д. снимается с работающей машины при помощи индикатора и характеризует действительный цикл (см. рис.).
Для удобства ведения расчётов и сопоставления между собой разных двигателей переменные по ходу поршня давления заменяются условным постоянным давлением, при котором за один ход поршня получается работа, равная работе газов за цикл с переменным давлением. Это постоянное давление называется средним индикаторным давлением и представляет собой работу газов, отнесённую к рабочему объёму поршневой машины.
Лит. см. при ст. Двигатель внутреннего сгорания .
Б. А. Куров.
Википедия
Индикаторная диаграмма — для различных поршневых механизмов графическая зависимость давления в цилиндре от хода поршня . Индикаторные диаграммы строятся при исследовании работы поршневых насосов , двигателей внутреннего сгорания , паровых машин и других механизмов.
Индикаторная диаграмма представляет собой замкнутую линию. По оси абсцисс откладывают величину хода поршня , а по оси ординат — давление.
По форме индикаторных диаграмм можно судить об исправности механизма, и при отклонении от нормальной формы диаграммы можно определять - в чём именно заключается неисправность. Иными словами, индикаторные диаграммы используют в технической диагностике поршневых механизмов.
Кроме того, с помощью индикаторных диаграмм можно определять индикаторную мощность и определять КПД механизма.
Термин "индикаторная диаграмма" применяется также в нефтегазовой промышленности по отношению к нефтяным и газовым скважинам , где он носит иной смысл.