Энциклопедический словарь, 1998 г.
ИЛАРИЙ ПИКТАВИЙСКИЙ (Hilarius Pictaviensis) (ум. 367) христианский церковный деятель и богослов, епископ г. Пуатье (с 353), учитель Западной церкви. Защищал православное вероучение в борьбе с арианством (прозвище "Афанасий Запада" - см. Афанасий Александрийский). Способствовал созданию латинской богословской терминологии. Память в Католической церкви 13 января, в Православной - 14 (27) января.
Википедия
Святой Иларий Пиктавийский (, ок. 315 — 367 ) — епископ и учитель церкви , выдающийся западный теолог. За свою твердую позицию в борьбе с арианской ересью , отрицавшей божественность Христа, получил прозвище « Афанасий Запада».
По свидетельству св. Иеронима , родился в Пуатье во втором десятилетии IV в. Происходя из знатного рода, получил классическое образование и посвятил ранние годы жизни изучению философии. Стремление постичь смысл жизни побудило его обратиться к Новому Завету . По преданию, в тот момент, когда он читал пролог Евангелия от Иоанна, где излагалось учение о божественном Слове- Логосе , на него снизошел небесный свет, что подвигло его к крещению.
Около 350 Иларий был избран епископом его родного города, хотя он был к тому моменту уже женат и имел дочь Абру . Иларий не принял участия в Арелатском ( 353 ) и Медиоланском ( 355 ) соборах, подтвердивших низложение св. Афанасия Александрийского , однако активно занялся организацией оппозиции гальских епископов по отношению к Сатурнину , арианствующему епископу Арля, за что был сослан Констанцием в Малую Азию как политический смутьян.
В период ссылки ( 356 — 359 ) Иларий написал своё главное богословское сочинение, трактат «О Троице» (De Trinitate), посвященный доказательству божественности Сына. Интересно, что в другом важном сочинении, «О соборах» (De synodis), Иларий рассказывает о том, что лишь перед самой ссылкой он впервые познакомился с Никейским Символом веры . В трактате «О Троице» высказана мысль о том, что различие между правоверным и еретическим вероучением иногда может оказаться разным пониманием терминов, а не действительным разномыслием.
О либеральности его взглядов свидетельствует тот успех, которого Иларий достиг в установлении контактов с различными религиозными партиями на Востоке. В то же время Иларий осудил как «святотатство» декларацию крайних ариан, принявших т. н. 2-ю Сирмийскую формулу ( 357 ), согласно которой Сын «не подобен» Отцу. На Селевкийском соборе ( 359 ) он приветствовал победу умеренной партии во главе с епископом Василием Анкирским и одобрил принятие Антиохийского Символа веры , который мог стать гарантом правоверия Восточной церкви.
В начале 360 г. Иларий обратился к императору с просьбой разрешить ему встретиться в публичном диспуте с Сатурнином Арльским и принять участие в новом Константинопольском соборе . Тем не менее в 361 Иларию было дозволено возвратиться в Галлию, где он возобновил свою борьбу с Сатурнином, в результате чего последний был вновь осужден на Парижском соборе ( 361 ).
С этого момента арианство утратило свои позиции в Галлии, и Иларий попытался убедить императора Юлиана отправить в ссылку арианина Авксентия, епископа Медиоланского, однако, терпимо относившийся к арианам языческий император отказался это сделать. Иларий скончался, вероятно, 13 января 367 г. Папа Пий IX провозгласил его учителем церкви 13 мая 1851 г.