Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Иванов Сергей Васильевич

Иванов Сергей Васильевич [4(16).6.1864, Руза, ныне Московской области, ≈ 3(16).8.1910, деревня Свистуха, ныне Дмитровского района Московской области], русский живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1878≈82 и 1884≈85) у И. М. Прянишникова, Е. С. Сорокина и в петербургской АХ (1882≈84). Жил в Москве. Много путешествовал по России, в 1894 посетил Австрию, Италию, Францию. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1899) и один из основателей Союза русских художников . Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1900) и московском Строгановском художественно-промышленном училище (с 1899). Во 2-й половине 1880-х ≈ начале 1890-х гг. работал над жанровыми картинами (в которых большую роль играет пейзаж), рисунками и литографиями, посвященными трагической судьбе русских крестьян-переселенцев и узников царских тюрем («У острога», 1885, «В дороге. Смерть переселенца», 1889, ≈ обе картины в Третьяковской галерее). Принимал участие в революционных событиях 1905 и одним из первых среди русских художников обратился к теме революционной борьбы русского крестьянства и пролетариата («Бунт в деревне», 1889, «Расстрел», 1905, ≈ обе картины в Музее Революции СССР в Москве; «Этап», 1891, картина не сохранилась; офорты «Расстрел», «У стенки. Эпизод 1905 года», оба ≈ между 1905 и 1910).

С 1895 И. обращается к исторической живописи. Жизнь народа и черты национального характера, их связь с грядущими судьбами России ≈ такова мироощущенческая основа его исторических картин, то воплощающих стихийную мощь народного движения («Смута», 1897, Музей-квартира И. И. Бродского, Ленинград), то с большой убедительностью и исторической достоверностью (порой не без элементов социальной сатиры) воссоздающих бытовые сцены прошлого («Приезд иностранцев в Москву 17 столетия», 1901, «Царь. 16 век», 1902, ≈ обе в Третьяковской галерее). В творчестве И. социально-критическая направленность сочетается с поисками новых композиционных и цветовых решений, эмоционально обогащающих выразительные возможности жанровой и исторической живописи. Выполнял также иллюстрации.

Лит.: Грановский И. Н., С. В. Иванов. Жизнь и творчество, М., 1962.

В. М. Петюшенко.