Большая Советская Энциклопедия
Зона в музыке, область, в пределах которой могут меняться физические количественные характеристики звука (частота колебаний, состав, интенсивность, продолжительность звука) без изменения при восприятии его качества как данного звука. В частности, каждой ступени музыкального звукоряда (до, до-диез, ре и т.д.) соответствует не одна частота, как в математически выраженном строе , а целая область близко расположенных частот (например, звук ля первой октавы может иметь не только 440 колебаний в секунду, но любое число колебаний в пределах примерно от 435 до 445). Такие области частот называются звуковысотными зонами. Теория зонной природы звуковысотного слуха открыла новые возможности для изучения интерпретации музыкальных произведений вокалистами и исполнителями на инструментах, допускающих свободу интонирования (скрипка и инструменты её семейства и др.). З. наблюдаются и в области темпа, ритма, тембра, динамики. Учение о З. разработано советским музыкальным акустиком Н. А. Гарбузовым в 1940≈50-х гг.
Лит.: Гарбузов Н. А., Зонная природа звуковысотного слуха, М. ≈ Л., 1948; его же. Зонная природа темпа и ритма, М., 1950; его же, Зонная природа динамического слуха. М., 1955; его же. Зонная природа тембрового слуха, М., 1956.
Ю. Н. Раис.