Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

звукопись в словаре кроссвордиста

звукопись

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

звукопись

звукописи, мн. нет, ж. (лит.). То же, что эвфония во 2 знач.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

звукопись

-и, ж. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

звукопись

ж.

  1. Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств.

  2. Один из видов инструментовки стиха, заключающийся в последовательно проведенной системе аллитераций или в соответствии звукового состава фразы изображаемой картине (в литературоведении).

  3. То же, что: звукозапись (1).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

звукопись

в стихосложении - система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. ("... Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши", К. Д. Бальмонт).

Большая Советская Энциклопедия

Звукопись

использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п. О З. имели представление ещё теоретики древнеиндийской поэтики, связывавшие с преобладанием или отсутствием тех или иных звуков (плавных, шипящих и т.п.) разные «стили» поэзии. В целях З. может использоваться: а) повтор звука: «Ворон канул на сосну,/ Тронул сонную струну» (А. Блок); б) повтор фонетически близких звуков: «Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак); в) противопоставление фонетически контрастных звуков: «Ветер веет и вьется украдками/ Меж ветвей, над водой наклоненных, /Шевеля тяжелыми складками/Шелков зеленых» (М. Волошин); г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: «В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьей дворян, /Четверкою рыдван, /Тащился» (И. Крылов). Приёмы З. могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными. Так, аллитерация канонизирована в тюркской народной поэзии и индивидуальна в русской. См. Поэтика , Стихосложение , Фоника .

Лит.: Шенгели Г. А., Техника стиха, М., 1960; Брик О. М., Звуковые повторы, в сборнике: Поэтика, П., 1919; Поливанов Е. Д., Общий фонетический принцип всякой поэтической техники, «Вопросы языкознания», 1963, ╧ 1; Бернштейн С. И., Опыт анализа «словесной инструментовки», в сборнике: Поэтика, в. 5, Л., 1929.

А. А. Леонтьев.

Википедия

Звукопись

Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для звуковой выразительности речи . В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы:

…Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств.

В целях звукописи может использоваться: а) повтор звука: «Ворон каркнул на сосну,/ Тронул сонную стлох

руну» повтор фонетически близких звуков: «Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж» прлоой, над водой наклонённых, /Шевеля тяжёлыми складками/Шелков зелёных» разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: «В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван , /Тащился» или индивидуальными.

Примеры употребления слова звукопись в литературе.

В балакиревских романсах немало приемов и фактурных находок, которые дали прорастания за пределами камерной вокальной музыки - в инструментальной звукописи Римского-Корсакова, в оперной лирике Бородина.

Яркие контрасты, живое действие, эффектные вокальные номера, оркестровая звукопись - все это становится характерным и для других опер Мейербера.

В учениях и рассуждениях о звукописи есть много еретического, прежде всего потому, что термин этот сам по себе предполагает какой-то специальный подход, особое внимание поэта к звуковой стороне стиха.

Источник: библиотека Максима Мошкова