Википедия
Дхармадхату (санскр. धर्मधात , кит. «Фа Цзе», тиб. chos-kyi-dbyings) — букв. «миры дхарм», пространство всех явлений.
Дхармадхату стал базовым понятием для ряда направлений китайского буддизма. В раннем буддизме под ним понимался один из видов «объективного» — дхармы в качестве объекта восприятия «ума», или «рассудка».
В махаяне термин Фа Цзе приобрел более широкое значение:
- совокупность дхарм во всех «мирах» буддийской космологии;
- космическое «тело Будды» — истинная сущность и субстрат всего универсума.
Обе эти интерпретации сводились к одной в махаянской доктрине тождества сансары : все дхармы феноменального мира рассматривались в качестве акцидентальных проявлений нирваны или универсального «тела Будды». Это значение Фа Цзе стало основным для школ китайского буддизма.
В учении школы Тяньтай под «мирами дхарм» понимаются десять уровней , и четыре мира просветленных существ — последователей хинаяны потенциально содержат в себе мир будд, который и является «миром дхарм» в узком смысле.
В учении школы Хуаянь интерпретация термина Фа Цзе основана на образе из «Гандавьюха сутры» . Хуаяньское учение о Фа Цзе оказало значительное влияние на философию неоконфуцианства.