Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

драупади в словаре кроссвордиста

Мифологический словарь

драупади

(др. инд.) — дочь царя панчалов Драупады, жена братьев пандавов. Д. была красавицей, и на ее руку претендовало множество женихов. Ее отец устроил сваямвару (выбор жениха невестой), на которой в состязаниях женихов по стрельбе из лука победил Арджуна. Вернувшись с праздника, пандавы сказали своей матери Кунти, что привезли большую добычу, и по заведенной в семье традиции спросили мать, кому эта добыча достанется. Кунти, еще не зная, что именно привезли ее сыновья, ответила им, чтобы они пользовались добычей совместно, и в согласии с волей матери Д. стала обшей женой братьев. Когда Юдхиштхира проиграл кауравам в кости царство, братьев, самого себя и, наконец, Д., Дурьодхана и Духшасана оскорбили ее, и это послужило поводом к войне пандавов и кауравов. После битвы на Курукшетре Д. стала царицей в Хастинапуре, а позже, когда Юдхиштхира отказался от царства, сопровождала пандавов в странствиях и умерла, не выдержав тягот пути.

Википедия

Драупади

Дра́упади — в индуизме земное воплощение Лакшми , супруги Вишну или, по более древним представлениям, Индры ; главная героиня древнеиндийского эпоса « Махабхарата », дочь царя панчалов Друпады и общая жена братьев Пандавов .

Драупади является не именем, а патронимом , означающим «дочь Друпады», собственное её имя по всей видимости Кришнаа (Кришни) .

Драупади родилась чудесным образом из жертвенного огня на алтаре, и её небесным отцом является бог Агни . При рождении Драупади невидимый голос произносит пророчество, что царевне суждено вызвать гибель кшатриев.

Согласно « Махабхарате », на руку Драупади, слывшей первой в мире красавицей, претендует множество женихов, и тогда её отец устраивает сваямвару . В соответствии с эпическим мотивом богатырского сватовства, съехавшиеся из многих стран витязи должны натянуть огромный лук и поразить цель (ср. сюжет о женихах Пенелопы и луке Одиссея , сваямвара Ситы в « Рамаяне »). Основными претендентами оказываются средний из Пандавов Арджуна , выступающий под личиной брахмана , и его вечный соперник и неузнанный старший брат могучий Карна , с младенчества воспитанный приёмными родителями. Региональные варианты сказания говорят о том, что Карне удалось натянуть лук, но прекрасная царевна гордо отвергла безродного сына возницы, так как его царское происхождение оставалось тайной. В результате невесту завоевал юный «брахман» Арджуна, и с этого момента соперничество униженного Карны с Арджуной превращается в смертельную вражду (фольклорный мотив вражды братьев из-за жены или невесты, ср. коллизию Осирис / Исида / Сет ).

После сваямвары пандавы привели домой Драупади, их мать Кунти думала, что сыновья вернулись домой с милостыней, и сказала: «пользуйтесь ею совместно», — после чего уже не могла отменить своего повеления, и в согласии с её словами Драупади становится общей женой всех пяти братьев. Всеведущий Вьяса предлагает возмущённому отцу невесты и более мифологизированные объяснения полиандрии Драупади. По словам Вьясы, в одном из предшествующих рождений Драупади пять раз обращалась к Шиве с мольбой дать ей супруга, поэтому в новом рождении по велению бога ей пришлось иметь пятерых мужей. Кроме того, также по версии Вьясы, «те, которые родились здесь Пандавами, прежде были Индрами. А Лакшми, которая раньше была определена их супругой, — это Драупади», которая поэтому теперь должна быть общей женой Пандавов. В «Махабхарате» есть и объяснение полиандрии Драупади более практического плана: все пятеро братьев влюбились в красавицу, и мудрый старший брат Юдхиштхира , чтобы избежать раздора, предложил: «Прекрасная Драупади будет супругою для всех нас».

В злосчастной игре в кости, затеянной завистливым принцем Кауравов Дурьодханой , старший Пандава царь Юдхиштхира проигрывает Кауравам царство, своих братьев, себя самого, а затем и Драупади. Во время игры торжествующие Дурьодхана, его младший брат Духшасана и побратим Карна подвергают Драупади унижениям, считая её отныне рабыней Кауравов. Это публичное бесчестие царицы Пандавов должно было символизировать, что её венценосный супруг Юдхиштхира утратил власть, и его царство отныне принадлежит Дурьодхане (ср. победоносный Авессалом входит к наложницам бежавшего из Иерусалима Давида , чтобы продемонстрировать, что власть перешла к нему). Но не потерявшая самообладания Драупади ставит в тупик присутствуюших мудрецов и старейшин рода Кауравов вопросом: мог ли Юдхиштхира ставить на кон её, если перед этим уже проиграл себя, и потерял право распоряжаться имуществом и семьёй? Ради Драупади старый царь Дхритараштра отменяет результаты игры и возвращает Пандавам свободу и царство. В повторной игре Пандавы проигрывают царство и удаляются в тринадцатилетнее изгнание, лелея планы мести. Но сказание подчёркивает, что мстить они хотят не за проигрыш , а за оскорбление жены. Это прекрасно понимает царь Кауравов Дхритараштра, который говорит о Пандавах: «Гордые, никогда не примирятся они с нанесённым Драупади оскорблением!» И в изгнании Драупади всё не может забыть перенесённых унижений и постоянно подстрекает Пандавов к мести, причём особым объектом её ненависти является отвергнутый ей на сваямваре Карна: «Не унимается моя душевная мука, рождённая теми насмешками Карны!»

В последовавшей восемнадцатидневной битве на Курукшетре Драупади потеряла отца, братьев и всех пятерых сыновей, и после безрадостного 36-летнего царствования в наследственной столице Кауравов Хастинапуре вместе с мужьями отреклась от престола. Драупади сопровождает Пандавов в их последнем паломничестве в Гималаях и умирает, не выдержав тягот пути. «Махабхарата» неоднократно подчёркивает, что во исполнение пророчества при рождении прекрасной царевны, именно посягательство на Драупади послужило причиной эпической битвы на поле Куру (ср. с Троянской войной из-за царицы Спарты Елены ).