Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дон жуан

ДОН ЖУАН (Дон Хуан) (Don Juan) созданный средневековой легендой образ рыцаря-повесы, дерзкого нарушителя моральных и религиозных норм, искателя чувственных наслаждений; один из вечных образов. Легенда послужила источником многих произведений искусства, в т.ч. литературы (Тирсо де Молина, Мольер, Гофман, Байрон, Пушкин).

Большая Советская Энциклопедия

Дон Жуан

Дон Хуан (Don Juan), герой многих произведений литературы и искусства. Образ рыцаря-сластолюбца, нарушителя моральных и религиозных норм, посвятившего жизнь поискам чувственных наслаждений; создан средневековой легендой. Одна из первых литературных обработок ≈ пьеса испанского драматурга Тирсо де Молина «Севильский озорник или Каменный гость» (1630); его Д. Ж., тщеславный соблазнитель женщин, оказался столь социально типичным, что привлёк внимание многих писателей, музыкантов, художников. Обличительной антифеодальной сатирой прозвучала комедия Мольера «Дон Жуан, или Каменный пир» (1665). Герой оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан» (1787, либретто Л. да Понте) ≈ своевольный мечтатель, искатель вечной женственности. Это толкование развивали в 19 в. писатели-романтики (Э. Т. А. Гофман, А. Мюссе и др.). У Дж. Байрона (поэма «Дон Жуан», 1819≈23) Д. Ж. ≈ не столько ветреный жизнелюбец, сколько бунтарь во имя свободы личности. В гуманистической трактовке А. С. Пушкина («Каменный гость», 1830) это эгоист, попирающий человеческие законы и потому обречённый.

Лит.: Нусинов И. М., История образа Дон Жуана, в его кн.: История литературного героя, М., 1958; Weinstein L., The metamorphoses of Don Juan, Stanford, 1959; Saint-Paulien, Don Juan. Mythe et réalité, P., 1967.

М. А. Гольдман.

Википедия

Дон Жуан

Дон Жуан (устар. дон Гуан; с точки зрения транскрипции правильнее Дон Хуан, также встречается итальянский вариант дон Джованни; , ) — один из « вечных образов » литературы Нового времени: ненасытный обольститель женщин, родом испанец. Его имя стало таким же нарицательным обозначением повесы и распутника , как имена Ловеласа и Казановы .

Дон Жуан (опера)

«Дон Жуан, или Наказанный развратник» (KV 527, ) — опера-буффа Вольфганга Амадея Моцарта в 2 действиях, 10 картинах, на либретто Лоренцо да Понте по пьесе Антонио де Саморы .

Премьера состоялась 29 октября 1787 года в Сословном театре в Праге .

Дон Жуан (значения)

Дон-Жуан, Дон Жуан, " Дон Джованни":

  • Дон-Жуан
  • Дон Жуан
  • Дон-Жуан
Дон Жуан (фильм, 1979)

Дон Жуан — франко-итальянский фильм 1979 года режиссёра Джозефа Лоузи , экранизация одноимённой оперы В. А. Моцарта . Одна из наиболее успешных адаптаций опер на большом экране. В главной роли — Руджеро Раймонди , дирижёр Лорин Маазель .

Дон Жуан (драма)

Дон Жуан — драматическая поэма Алексея Константиновича Толстого , впервые опубликованная в апреле 1862 года.

Идея написать пьесу пришла к А. К. Толстому в конце 1857 года; к лету 1858 года уже был написан первый вариант. Спустя два года, 20 марта 1860 года, он сообщил своему другу Болеславу Маркевичу, что переписанную драму он читал В. П. Боткину и Н. Ф. Крузе . Осенью 1861 года после замечаний, познакомившихся с поэмой М. Н. Каткова и И. С. Аксакова , был сделан ряд изменений и в апреле 1862 года она была напечатана в « Русском Вестнике » М. Н. Каткова.

Драма при жизни автора ни разу не была поставлена в театре: в 1891 году её не пропустила цензура. Постановка пьесы впервые была осуществлена в 1905 году братьями Адельгейм . Позже Э. Ф. Направником было написано к пьесе музыкальное сопровождение.

Дон Жуан в поэме Толстого необычен — он не развратник, не подлец, не совратитель женщин, а человек ищущий любви, не находящий её и оттого разочаровавшийся во всём. Мистический план поэмы составляет спор о душе Дон Жуана и мироздании между сатаной и ангелами , оборачивающийся христианской полемикой с гностицизмом. Отвечая на критические замечания Б. М. Маркевича , Толстой так раскрывал свой замысел: В ранней молодости он любил по-настоящему, но, постоянно обманываясь в своих чаяниях, он в конца концов перестал верить в идеал и горькое наслаждение стал находить, попирая ногами всё то, чему он некогда поклонялся. Я изображаю его в этот второй период. Привыкнув отрицать добро и совершенство, он не верит в них и тогда, когда встречает их в образе донны Анны. Своё чувство он принимает за похотливое желание, а между тем это любовь... Дон Жуан больше не верит в любовь, но наделен воображением столь пылким, что эта вера возвращается к нему всякий раз, как он отдается своему чувству, и в сцене с донной Анной он ему отдался, несмотря на то, что раньше намеревался её соблазнить... Он верил во всё, что говорил донне Анне, пока командор... не вернул его к действительности, ко всем его минувшим разочарованиям и к его теперешнему скептицизму, о котором он на минуту позабыл... Каждый, впрочем понимает «Дон Жуана» на свой лад, а что до меня, то я смотрю на него так же, как Гофман: сперва Дон Жуан верит, потом озлобляется и становится скептиком; обманываясь столько раз, он больше не верит даже и в очевидность.

Дон Жуан (Гофман)

«Дон Жуан» (Don Juan) — новелла Э. Т. А. Гофмана , написанная в Бамберге в сентябре 1812 года , всего через несколько дней после разрыва автора с Юлией Марк, в которую он был безответно влюблён. Напечатана во « Всеобщей музыкальной газете » за 31 марта 1813 года и через год включена в сборник « Фантазии в манере Калло ».