Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Добужинский Мстислав Валерианович

Добужинский Мстислав Валерианович [2(14).8.1875, Новгород, ≈ 20.11.1957, Нью-Йорк], русский художник. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885≈87), в Мюнхене (1899≈190

  1. ≈ в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши . Член объединения «Мир искусства» . В начале творческого пути (1902≈05) испытал влияние югендстиля , А. Н. Бенуа и К. А. Сомова . В 1905 сотрудничал в сатирическом журнале «Жупел», где были опубликованы его рисунки, обличающие самодержавие («Октябрьская идиллия»). В дореволюционный период работал главным образом в области станковой и книжной графики (в том числе оформлял журналы «Мир искусства» , «Золотое руно» , «Аполлон» ), а также писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии», эскиз 1910 в Третьяковской галерее) и оформлял театральные спектакли («Месяц в деревне» Тургенева, 1909, «Николай Ставрогин» по Достоевскому, 1913, ≈ оба в МХТ; с 1914 ≈ спектакли антрепризы С. П. Дягилева ). Наряду с ретроспективными архитектурными пейзажами в творчестве Д. большое место занимает тема современного индустриального города, который в его произведениях порой приобретает фантастически одушевлённый облик и черты трагического гротеска («Старый домик», гуашь, графитный карандаш, 1905, «Человек в очках», уголь, акварель, белила, 1905≈06, «Окно парикмахерской», акварель, гуашь, уголь, 1906, ≈ все в Третьяковской галерее). Из работ советского времени наиболее значительны иллюстрации (к «Свинопасу» Андерсена, изд. в 1922, «Белым ночам» Достоевского, изд. в 1923, «Трём толстякам» Олеши, изд. в 1928, и др.). В произведениях Д. наиболее полно проявилась характерная для художников объединения «Мир искусства» система оформления и иллюстрирования книги с её стилизаторскими тенденциями. Книжная графика Д. отличается точным соответствием структуре книги и эмоциональному строю литературного произведения, изяществом и конструктивной ясностью рисунка, а с конца 1910-х гг. и повышенной экспрессией линий и пятен. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, в советское время профессор (с 192

  2. АХ в Петрограде. С 1925 Д. жил в Литве (в 1929≈39 в Каунасе, где преподавал в Художественной школе), а с 1939 ≈ в Англии и США, работая главным образом над оформлением театральных спектаклей.

    Лит.: Маковский С., Нотгафт Ф., Графика М. В. Добужинского, Л., 1924; Гусарова А., Книжная графика М. В. Добужинского, в сб.: Очерки по русскому и советскому искусству, М., 1965; История русского искусства, т. 10, кн. 1, М., 1968, с. 431≈43, кн. 2, М., 1969, с. 194≈99; Mstislavas Dobužinskis. Teatro dekoraciju, kostiumu, eskizu paroda. Katalogas, Vilnius, 1963 (на литов. и рус. языке); Mstislav V. Dobujinsky. 1875≈1957. Memorial exhibition, L., 1959.

    В. М. Петюшенко.