Большая Советская Энциклопедия
чжен ши, вид китайских исторических сочинений. Обычно Д. и. составлялись после падения очередной династии по приказу императора новой династии. Всего насчитывается 26 Д. и., составлявшихся со 2 в. до н. э. до 20-х гг. 20 в. Образцом для построения всех Д. и. служила первая из них ≈ «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня . Д. и., как правило, состоят из 4 основных разделов, подразделяющихся на главы: 1-й раздел (бэньцзи или дицзи) посвящён описанию генеалогии императоров и их деяний; 2-й (няньбяо) ≈ представляет собой хронологические таблицы; 3-й (шу или чжи) ≈ своеобразные трактаты, посвящённые различным вопросам ≈ экономике, географии, административному устройству, литературе, искусству и т.д.; 4-й раздел (лечжуань) составляют биографии. Д. и. ≈ ценный исторический источник.
Лит.: Чжан Шунь-хуэй, Чжунго лиши яоцзе цзешао (Обзор важнейших китайских исторических сочинений), Ухань, 1956.
Л. С. Васильев.
Википедия
Династийная история — характерный для монархического Китая вид исторического источника, официальная хроника правления династии. Составлялась, как правило, после падения очередной династии по указу следующего за ней императора. Вслед за « Ши цзи » каждая династическая хроника состояла из четырёх разделов, первый из которых был посвящён вопросам императорской генеалогии , второй — собственно летописи ( хронологическое изложение событий), четвёртый — биографиям выдающихся лиц, а третий — всему остальному.
Из 26 династических историй каноническими считаются двадцать четыре, называемые «Эршисы ши» и отражающие события истории Поднебесной с 3000 г. до н. э. до династии Мин в XVII веке. Полная коллекция содержит 3213 томов и около 40 миллионов иероглифов. Считается одним из наиболее авторитетных источников по истории Китая, который также используется в исследованиях по литературе, изобразительному искусству, музыке, военному искусству, географии и других областях общественных наук.
Необходимо отметить, что, согласно традиционной китаецентристской модели мироустройства, кто бы ни правил в Китае — это все разные «династии Китая». Таким образом, Китаем считаются и существовавшие на его территории государства, правившиеся династиями «варварского» происхождения, и нередко включавшие большие территории с этнически некитайским населением: например, киданьская империя Ляо, чжурчжэньская — Цзинь, монгольская — Юань, маньчжурская — Цин и т. д. По древней традиции, признание династии «полноценной» сильно зависело от официальной конфуцианской историографии, причем заключительным актом этого было составление официальной истории. Её обычно готовила специальная комиссия, которую назначал император династии-преемницы, он же утверждал готовый текст; соответственно, эти истории компилировали обычно с китайскоязычных хроник — китайские историки по конфуцианским лекалам. (См. напр. « Мин шилу » для династии Мин.) Неудивительно, что не-китайские государства у них приобретали специфические китайские черты.