Википедия
Дилятация (от английского слова dilatation, что значит расширение) - создание температурных швов в фальшборте судна, предусмотренных при строительстве судна во избежание разрыва фальшборта от изгибов корпуса судна на волне и больших температурных скачков атмосферы, гидросферы, окружающей среды. Часто температурный шов называют дилятацией или дилятационным швом.
Вот фрагмент из заводской спецификации судна "Тойво Антикайнен": "Фальшборт — сварная конструкция высотой 1200 мм по всей длине судна. Температурные швы — три по длине фальшборта".
Судно на волне, в процессе грузовых операций и температурных изменений климата прогибается и изгибается и если корпус представляет собой жесткую конструкцию типа трубы, то фальшборт выглядит узкой полосой на фоне всего корпуса. При изгибе, прогибе судна и больших изменений температуры воздуха фальшборт бы разорвало, если бы специально, при постройке судна, не разрывали фальшборт в нескольких местах. Но, чтобы сварной фальшборт был непрерывной преградой от волн, разрывы делают внахлест. Вот это и есть - а фактически швов там нет.
В те времена, когда в сборе стального корпуса судна использовали заклёпки , дырки для заклёпок делали немногим большего размера для игры фальшборта и таким образом дырки для заклёпок снижали негативное влияние температурного расширения.