Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

дикастерий в словаре кроссвордиста

Википедия

Дикастерий

Дикасте́рий — суд присяжных в Древней Греции , прежде всего в Афинах .

Дикастерий назывался также гелиэя , по имени главного судебного места, находившегося на городской площади; народных судей называли дикастами и гелиастами. Многолюдность суда (в Митилене , например, число судей доходило иногда до 883), публичность его заседаний под открытом небом и безапелляционность решений были отличительными чертами афинского дикастерия, равно как и соответствующих учреждений в других греческих республиках .

Народный суд считался у греков неотъемлемой принадлежностью и необходимым условием демократического строя общины ; деятельное участие в отправлении правосудия входило в само понятие гражданина греческой общины, как определялось оно Аристотелем . Вот почему первая организация народного суда в Афинах, с помощью положительных законов, была делом основателя афинской демократии и первого предстателя афинского демоса , Солона . Показания в этом смысле сравнительно поздних греческих писателей нашли себе подтверждение в новооткрытом ( 1891 г.) сочинении Аристотеля об афинском государственном устройстве. Законы Солона ( VI в. до н. э. ), по мысли законодателя, возвращали афинскому народу те основные права гражданина — верховенство в законодательстве и в суде, — которые были мало-помалу отняты у большинства гражданского населения Аттики и обратились в привилегию меньшинства, эвпатридов .

Законами Солона создана была многолюдная судебная коллегия, дикастерий, члены которой назначались жребием из всего афинского гражданства и которая пользовалась правом постанавливать в апелляционном порядке окончательные приговоры по делам, раньше решенным отдельными должностными лицами или коллегией; некоторые дела решались дикастерием в первой и единственной инстанции. Подробности судебной организации, нам известные, относятся приблизительно к эпохе с 450 до н. э. до 322 до н. э. ; но не подлежит сомнению, что эта организация была только дальнейшим развитием начал, введенных в афинскую конституцию Солоном.

В пору высшего развития демократии дикастерий афинян представляется в следующем виде: присяжные судьи, дикасты или гелиасты, выбирались ежегодно, в числе 6000 человек, с помощью жребия, под наблюдением 10 должностных лиц, а именно 9 архонтов и их секретаря; в жеребьёвке могли участвовать все граждане, достигшие 30 лет, не опороченные по суду и не состоящие должниками перед государством.

Судьи выбирались при помощи жребия, от всех 10 фил в равном числе, по 600 человек. Судьи каждой филы подразделялись по жребию на 10 секций, по возможности равночисленных и в зависимости от входивших в состав округа демов . 10 секций обозначались первыми 10 буквами греческого алфавита , из граждан разных фил и разных демов, в равном приблизительно числе от каждой филы и каждого дема.

В знак своего звания судья получал бронзовую или буковую марку, с его личным именем, отчеством, именем дема и буквой секции; таких дощечек дошло до нас более 60. Общая всем буква алфавита объединяла членов дикастерия в одну группу, и таких групп было десять. Судьи давали общую присягу — судить по законам и народным постановлениям, а в случаях, законами не предусмотренных, — по совести, без лицеприятия и вражды. Из 6000 судей действительными были собственно 5000; тысяча остальных служили для пополнения случайных недочетов в секциях; впрочем, известен случай, когда заседали все 6000 дикастов. Из общего числа присяжных судей, также при помощи жребия и под наблюдением тех же должностных лиц, составлялись действовавшие в различных судебных местах сессии . В зависимости от характера и степени важности процесса число судей в сессии колебалось между 201 и 6000. Гражданские дела на сумму меньше 1000 драхм решались собранием в 201 гелиаста; для разбора дел выше этой суммы требовался 401 гелиаст. Уголовные, особенно политические процессы разбирались собранием судей гораздо более многолюдным: 1501 судья решали дело о виновности Перикла в растрате государственных денег, 501 участвовали в обвинительном приговоре над Сократом , политический процесс против Пистии решался собранием 2501 судьи, и проч.

В присутственные дни правосудие отправлялось в нескольких судебных местах сразу; нужное для всех их общее число судей набиралось посредством жребия, причём каждый округ доставлял приблизительно десятую часть всего числа. Число судей для различных судебных мест было неодинаково: 201, 401, 415, 501 ; набиралось оно для каждого судилища тоже жребием, из общего числа только что выделенных дикастов в урну и получал от привратника жезл, окрашенный в тот самый цвет, как и входная дверь судилища.

Со времени введения платы присяжным судьям каждый из них получал в судилище марку , по предъявлении которой выдавалось судье вознаграждение: первое время — 1 обол , потом 3.

За вычетом дел о предумышленном убийстве и подобных, подлежавших ведению ареопага , а также дел о мелких проступках, навлекавших на виновного легкие наказания и не выходивших за пределы ведомства должностных лиц и коллегий, все прочие процессы, частные и политические, гражданские и уголовные, разбирались в дикастерии; ему же принадлежало право решать во второй и последней инстанции дела по жалобам на постановления других учреждений. За должностными лицами и коллегиями оставались начинание дела по жалобам граждан, предварительное расследование — для обвинения; равенство голосов было равносильно оправданию.

Компетенция дикастерия не исчерпывалась отправлением правосудия в собственном смысле слова. Благодаря тому, что вступлению в должность кандидатов, выбранных народом или указанных жребием, обязательно предшествовало испытание благонадежности их перед собранием судей, которое и решало окончательно вопрос о кандидате, благодаря также тому, что всякое постановление народного собрания, даже вошедшее в силу закона, могло быть обжаловано перед дикастерием, как не согласное с существующими законами, дикастерий был высшим органом власти афинского народа, единственным органом, имевшим силу произвести и освятить необходимые изменения в существующем праве и государственном порядке.

Ещё более древними, чем законы Солона, являются по-видимому Гортинские законы , обнаруженные при раскопках в городе Гортина на Крите .