дигнага в словаре кроссвордиста
дигнага
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ДИГНАГА (между 480 и 540) средневековый индийский философ, представитель школы йогачаров, основатель буддийской логики.
Википедия
Дигнага (; — Phrogs-kyi gLang-po; — Чэньна, жил приблизительно 480 — 540 ) — индийский мыслитель, буддийский монах, принадлежащий школе йогачара , основатель индийской буддийской логики .
Дигнага родился в семье брахмана в Симхавакта около Канчи ( Канчипурам ), его учителем был Нагадатта из школы Ватсипутрия . Это направление буддийской мысли считает, что существует реальная индивидуальность ( пудгала ), которая не зависит от отдельных элементов или агрегатов, входящих в её состав.
Позже он учился логике у Васубандху и освоил мастерство логических диспутов, одержав много побед. Последние годы Дигнага провел в Ориссе. Большинство его сочинений сохранились в китайском и тибетском переводах.
Работа Дигнаги Хетучакра посвящена формальной логике и выводит новую форму дедуктивного логического умозаключения. Эта работа является переходом между прежней доктриной трайру: пия и теорией вья: пти, которую Дигнага обосновал позже.
Другие работы:
- Трактат об объектах и познании ( Аламбанапарикша ) : Дигнага, следуя Васубандху , доказывает, что объект познания не может принадлежать внешнему миру, используя два критерия: объект познания должен быть причиной познания и обладать той же формой, которая проявляется в познании. Внешний объект, обладающий «массивной формой» , этим условиям не соответствует, а потому можно говорить только об «объекте, являющемся в познании»
- Трактат о источникам знания ( Праманасамуччая ) — основной труд Дигнаги по эпистемологии и логике.
- Трактат о правильных принципах логики ( Ньяя-мукха ).
Дигнага в своих работах пытался сформулировать, какие источники знания являются правильными. Дигнаге принадлежала заслуга создания новой категориальной системы, которая обозначалась не как падартхи, а как панчавидхакалпана — «пятеричная конструкция рассудка».