Экономический словарь терминов
представление получателей денежных доходов об их величине только с позиций количества получаемых денежных знаков в их номинальном исчислении без учета изменения покупательной способности денег в связи с динамикой цен.
Википедия
Денежная иллюзия — термин, описывающий склонность людей воспринимать номинальную стоимость денег, а не их реальную стоимость , выражающуюся в покупательной способности . Иначе говоря, большинство людей больше обращают внимание на цифровой номинал денег, хотя важны количественные соотношения при покупке товаров. Это заблуждение вызвано отсутствием самостоятельной ценности фиатных денег , реальной ценностью которых есть их возможность обмена на товары и услуги, а также возможность платить налоги.
Неологизм «денежная иллюзия» был предложен Джоном Кейнсом в начале XX века. На эту тему в 1928 году Ирвинг Фишер написал книгу «The Money Illusion».
Эльдар Шафир и другие авторы считают, что денежная иллюзия влияет на экономическое поведение по трем основным направлениям:
- Жёсткость цен . Денежная иллюзия считается одной из причин, почему номинальные цены меняются очень медленно, даже если инфляция уже вызвала рост реальных цен или расходов.
- Контракты и законодательные выплаты не индексируются с учётом инфляции так часто, как можно было бы рационально ожидать.
- Общественное мнение, официальные и популярные средства массовой информации отражают некоторую путаницу о реальной и номинальной стоимости.
Денежная иллюзия может также влиять на представления людей о результатах. Эксперименты показали, что люди, как правило, воспринимают как несправедливое сокращение номинального дохода приблизительно на 2 % без изменения цен на товары. Но при этом рост на 2 % номинальных доходов при одновременной инфляции в 4 % считают справедливым. Хотя эти два варианта экономически почти эквиваленты. Кроме того, денежная иллюзия приводит к тому, что номинальное изменение цен может повлиять на спрос, даже если реальные покупательные соотношения остались неизменными.