Большая Советская Энциклопедия
двигатель внутреннего сгорания, в котором рабочий цикл совершается за один оборот коленчатого вала, т. е. наполнение цилиндра горючей смесью (или воздухом), сжатие и сгорание, а также расширение и выпуск газов происходят за два хода поршня (рис.).
Часть свежего заряда, поступившего в цилиндр, неизбежно теряется через выпускные органы во время процесса продувки, что снижает экономичность двухтактного двигателя. Недостатками Д. д. являются высокая термическая нагруженность поршневой группы, снижающая надёжность двигателя, и сложность осуществления продувки.
Лит. см. при статьях Двигатель внутреннего сгорания . Дизель .
К.А.Розанов.
Википедия
Двухта́ктный дви́гатель — двигатель внутреннего сгорания , в котором рабочий процесс в каждом из цилиндров совершается за один оборот коленчатого вала , то есть за два хода поршня . Такты сжатия и рабочего хода в двухтактном двигателе (за исключением двигателя Ленуара ) происходят так же, как и в четырёхтактном , но процессы очистки и наполнения цилиндра совмещены и осуществляются не в рамках отдельных тактов, а за короткое время, когда поршень находится вблизи нижней мёртвой точки . Процесс удаления из цилиндра отработавших газов и наполнения его свежей горючей смесью в двухтактном двигателе называется продувкой.