Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Гхеранда-самхита

«Гхера́нда-самхи́та» — один из трёх классических текстов по хатха-йоге наряду с « Хатха-йога-прадипикой » и « Шива-самхитой ». Считается наиболее энциклопедическим текстом из трёх; датируется XVII веком . Представляет собой сборник наставлений о йоге , которые Гхеранда поведал Чанде Капали. Сам текст по-видимому написан адептом учения натхов , на это указывает упоминание в шлоке 3.66 о Адинатхе — первом натхе в натха-сампрадайе .

В отличие от других писаний по хатха-йоге, в «Гхеранда-самхите» объясняется путь семиступенчатой йоги:

  1. Шаткарма для очищения. Описаны 6 действий очищения — дхаути, басти, нети, лаулики, тратака и капалабхати.
  2. Асана для укрепления. Описано 32 асаны.
  3. Мудра для уравновешивания. Описано 25 мудр, к которым отнесена также концентрация на пять элементов.
  4. Пратьяхара для умиротворения. Описаны наставления по контролю восприятия, приведению читты под контроль Атмана.
  5. Пранаяма для облегчения. Описаны необходимые условия для упражнения в пранаяме, методы очищения нади перед пранаямой, а затем 8 видов задержки дыхания: сахита, сурьябхеда, уджджайи, ситали, бхастрика, бхрамари, мурчха, кевали.
  6. Дхьяна для понимания. Описаны стхула, джотир и сукшма дхьяны.
  7. Самадхи для отречения. Описаны шесть путей самадхи — дхьяна-самадхи, нада-самадхи, расананда-самадхи, лайя-самадхи, бхакти-самадхи, и раджа-самадхи.

Следуя этой системе, текст «Гхеранда-самхиты» состоит из семи глав и в основном сосредоточен на шаткармах — поэтому иногда говорится, что в нём описывается гхаташтха-йога. В « Йога-сутрах » Патанджали , например, объясняется восьмиступенчатый путь йоги, в котором не описываются шаткармы и мудры, но указываются яма , нияма и добавляется дхарана . В заключительных текстах, описывающих самадхи , даются методы, отличающиеся от изложенных Патанджали.