Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гунсунь лун

ГУНСУНЬ ЛУН (4-3 вв. до н. э.) древнекитайский философ, диалектик и софист, представитель т.н. школы имен (минцзя). Выдвинул ряд парадоксов, напоминающих апории Зенона.

Большая Советская Энциклопедия

Гунсунь Лун

(4≈3 вв. до н. э.), древнекитайский философ, диалектик и софист, представитель т. н. школы имён (минцзя), исследовавшей взаимоотношения между «именем», т. е. понятием, и реальностью. В принадлежащем Г. Л. трактате «Гунсунь Лун-цзы» выдвигается получивший известность в китайской философии парадокс «белая лошадь ≈ не лошадь». Доказательством этого служит, во-первых, то, что понятие «лошадь» относится к форме, понятие же «белая» ≈ к цвету, следовательно, они не совпадают друг с другом; во-вторых, понятие «лошадь» шире по объёму, чем понятие «белая лошадь». Г. Л. принадлежат и др. парадоксы, напоминающие апории Зенона Элейского (например, «летящая стрела не находится ни в движении, ни в покое»). Г. Л. ввёл понятие «чжи» (буквально «указатели»), обозначающее существующие независимо от вещей атрибуты, через которые вещи себя обнаруживают. Некоторые исследователи проводят аналогию между этими атрибутами и идеями Платона .

Лит.: Быков Ф. С,, Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае, М., 1966; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. I, Princeton, 1952.

В. А. Рубин.

Википедия

Гунсунь Лун

Гунсунь Лун (; IV — III вв. до н. э.), Гунсунь Лун-цзы, Цзы-бин — древнекитайский философ. Один из наиболее известных (наряду с Дэн Си и Хуэй Ши ) представителей Школы имён ( мин цзя ). Жил в IV—III вв. до н. э. Родился в царстве Чжао. Прославился как искусный спорщик. Широкую известность получил приписываемым ему рассуждением о том, что «белая лошадь не лошадь» . Под его именем до нашего времени дошёл трактат из шести глав. Считается, что первая глава, представляющая собой введение, написана последователями философа. Согласно некоторым свидетельствам, у него было несколько учеников.

Гунсунь Луну также приписывают ряд парадоксальных высказываний, сохранившихся в « Чжуан-цзы » (глава 33) и в «Ле-цзы» (глава 4). Некоторые из этих высказываний напоминают апории Зенона Элейского « Дихотомия » и «Летящая стрела». Гунсунь Лун выступал противником войн. По мнению, крупнейшего историка китайской философии Фэн Ю-ланя, Гунсунь Лун подчеркивая абсолютность и постоянство имен, пришёл к теории платоновских идей. Имеются сведения о встрече Гунсунь Луна и представителя Школы инь ян ( инь ян цзя ) Цзоу Яня . Интерес к философии Гунсунь Луна, как и интерес к наследию Школы имен ( мин цзя ) в целом, в последние годы неуклонно растет.